Hosted by uCoz
КАНОНЫ, ИЛИ КНИГА ПРАВИЛ, СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ СОБОРОВ ВСЕЛЕНСКИХ И ПОМЕСТНЫХ, И СВЯТЫХ ОТЦОВ _______________________________________________ СПб "Общество святителя ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО", 2000. - 432 с. ISBN - 5-7984-0031-Х По благословению Преосвященнейшего Епископа Тернопольского и Кременецкого Сергия ________________________________________________ «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа,— не для тебя посланы Апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет» Свт. Филарет митр. Московский ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Вашему вниманию предлагается переиздание Книги Правил на языке, понятном каждому современному человеку, независимо от уровня образования и степени знания церковнославянского языка. Цель данного издания -донести великое и духоносное богатство канонического дисциплинарного опыта Церкви человеку апостасийной эпохи. Главный смысл этого, быть может, в завете Апостола: «страхом спасайте, история из огня» (Иуд. 1,23). Согласно свидетельству одного из богословов нашего времени, «Книга Правил является в Церкви Христовой записанным Преданием, а потому она так же свята и Богодухновенна, как Священное Писание, как Святое Евангелие, из которого эта книга выходит, как логическая необходимость,помочь православным христианам держаться евангельского пути. Если жизнь по Святому Евангелию есть путь в Царствие Небесное, то Книга Правил служит вехами у этого пути... Да поможет нам всем Господь, проникаясь духом этой священной Книги, жить в Православной Церкви, вне которой нет спасения... Мы предлагаем всем православным людям почаще читать Книгу Правил, чтобы лучше понять общественную и сокровенную жизнь Церкви». Относясь с особым благоговением к церковнославянскому языку, мы осуществили лишь минимальную русификацию текста в том объеме и в тех случаях, в которых гарантировано сохранение смысла оригинала. Почти одновременно московским издательством «Православный паломник» выпускается толкование на Книгу Правил в трех томах. _____________________________________ ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ___________________________ ПРАВИЛО 1.________ Епископа да поставляют два или три епископа. _______________ ПРАВИЛО 2.________ Пресвитера и Диакона, и прочих причетников да поставляет единь епископ. _______________ ПРАВИЛО 3.________ Если кто, епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные какие-нибудь вещи, или мед, или млеко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птиц, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов0 или винограда в надлежащее время, - да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, развеа елей для лампады и фимиам, во время святого приношения. _______________ ПРАВИЛО 4._______________ Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископ и пресвитеры разделят с диаконами и прочими причетниками. _______________ ПРАВИЛО 5._______________ Епископ или пресвитер, или диакон да не изгонит жены своей под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; и оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина. Толкование. Изгнание жены запрещается священным лицам потому, как изъясняет Зонар, что сие казалось бы осуждением супружества. Впрочем, воздержание епископов от супружества есть древнее предание, отступление от которого Шестой Вселенский Собор заметил только в некоторых Африканских церквах, и тотчас запретил своим правилом 12. _______________ ПРАВИЛО 6._______________ Епископ или пресвитер, или диакон да не прием-лет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина. _______________ ПРАВИЛО 7._______________ Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, - да будет извержен от священного чина. _______________ ПРАВИЛО 8._______________ Если епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится, да представит причину, и если есть благое л овна, да будет извинен. Если же не представит, да будет отлучен от общения церковного, как соделавшийся виною вреда народу и на совершавшего приношение наведший подозрение, словно он неправильно совершал. _______________ ПРАВИЛО 9._______________ Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих отлучать подобает от общения церковного. _______________ ПРАВИЛО 10._______________ Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковой да будет отлучен. _______________ ПРАВИЛО 11._______________ Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет, да будет извержен и сам. _______________ ПРАВИЛО 12._______________ Если кто из клира или мирянин, отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты, - да будет отлучен и принявший, и принятый. _______________ ПРАВИЛО 13._______________ Если же будет отлученный, да продолжится ему отлучение, как солгавшему и обманувшему Церковь Божию. _______________ ПРАВИЛО 14._______________ Не позволительно епископу оставлять свою епархию и во иную преходите, хотя бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословнаяь, сие творить его понуждающая как могущего большую пользу обитающим там принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению. _______________ ПРАВИЛО 15._______________ Если кто, пресвитер или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иной отыдет, и совсем преместясяе, в другом жить будет без воли епископа своего, - таковому повелеваем не служить более, и наипаче3, если своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушал. Если же останется в сем бесчинии, то там, как мирянин, в общении да будет. _______________ ПРАВИЛО 16._______________ Если же епископ, у которого таковым быть случится, в ничто вменив определенное им запрещение служения примет их как членов клира, да будет отлучен, как учитель бесчиния. _______________ ПРАВИЛО 17._______________ Кто по Святом Крещении двумя браками обязан быль или наложницу имел, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священного чина. _______________ ПРАВИЛО 18._______________ Взявший в супружество вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списке священного чина. _______________ ПРАВИЛО 19._______________ Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире. Сие Апостольское правило постановлено для тех, которые, в таковое супружество вступив еще в язычестве, оставались в сем беззаконном сожитии некоторое время и после Крещения. А которые по Крещении не оставались более в таком супружеском сожитии, те, по 5-му правилу св. Феофила Александрийского, могут быть терпимы в клире, потому что грех языческого жития очищен Святым Крещением. _______________ ПРАВИЛО 20._______________ Кто из клира даст себя порукою за кого-либо, да будет извержен. _______________ ПРАВИЛО 21._______________ Скопец, если от человеческого насилия таковым соделан или в гонении мужских членов лишен, или так рожден, и если достоин, да будет епископом. _______________ ПРАВИЛО 22._______________ Сам себя оскопивший да не будет принят в клир: самоубийца бо есть и враг Божия создания. _______________ ПРАВИЛО 23._______________ Если кто от клира оскопит себя самого, да будет извержен. Ибо убийца есть самого себя. _______________ ПРАВИЛО 24._______________ Мирянин, себя самого оскопивший, на три года отлучен да будет от Таинств. Ибо наветник3 есть своей жизни. _______________ ПРАВИЛО 25._______________ Епископ или пресвитер, или диакон, в б луд одеянии или в клятвопреступлении, или в татьбеь обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмстиши дважды за едино. Так и прочий причетники. _______________ ПРАВИЛО 26._______________ Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы. _______________ ПРАВИЛО 27._______________ Повелеваем: епископа или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих или неверных а членовредитель;ь воровстве присоединившиеся обидевших и чрез сие устрашать хотящего, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил, напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал. ПРАВИЛО 28. Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного, - таковой совсем даотсечется от Церкви. _______________ ПРАВИЛО 29._______________ Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв мною, Петром. _______________ ПРАВИЛО 30._______________ Если какой-нибудь епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, как и все, сообщающиеся с ним. _______________ ПРАВИЛО 31._______________ Если какой-нибудь пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет и Алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде, да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по одном, и втором, и третьем увещании от епископа. _______________ ПРАВИЛО 32._______________ Если какой-нибудь пресвитер или диакон от епископа во отлучении будет, то не подобает ему в общение принятым быть иным, но только отлучившим его, разве когда случится умереть епископу, отлучившему его. _______________ ПРАВИЛО 33._______________ Не принимать никого из чужих епископов или пресвитеров, или диаконов без представительной грамоты, и когда она предъявлена будет, да рассудят о них; и если будут проповедниками благочестия, да приемлются; если нет,- подайте им, что нужно, а в общение не приемлите их. Ибо многое бывает подлогом. _______________ ПРАВИЛО 34._______________ Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего, превышаю щего их власть, не творить без его рассуждения; творить же каждому только то, что касается его епархии и мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын, и Святой Дух. _______________ ПРАВИЛО 35._______________ Епископ да не дерзает вне пределов своей епархии творить рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных. Если же обличен будет, яко сотвориь сие без согласия имеющих в подчинении грады оныес, или села, да будет извержен и он, и поставленные от него. _______________ ПРАВИЛО 36._______________ Если кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе, ему порученного, да будет отлучен, доколе не приимет оного. Так же и пресвитер, и диакон. Если же пойдет туда и не будет принят, не по своей воле, но по злобе народа,то он да пребывает епископом, клир же града того да будет отлучен за то, что такого непокорного народа не учили. _______________ ПРАВИЛО 37._______________ Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия: в первый раз, в четвертую неделю Пятидесятницы, а во второй - 12 октября. _______________ ПРАВИЛО 38._______________ Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжается, яко Богу назирающуа. Но не позволительно ему присваивать что-либо из оных или сродникам своим дарить принадлежащее Богу. Если же суть неимущие13, да подает им как неимущим, но под сим предлогом да не продает принадлежащего Церкви. _______________ ПРАВИЛО 39._______________ Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их. _______________ ПРАВИЛО 40._______________ Ясно известно да будет собственное имение епископа (если он имеет собственное), и ясно известно Господне, дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хочет и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников, или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеки, дабы и Церковь не претерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского; и епископ или его сродники не подверглись отобранию имения из-за церкви, или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы и кончина его не была сопровождаема бесславием. _______________ ПРАВИЛО 41._______________ Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче3 о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжался по своей власти и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим и со всяким благоговением; также (если потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братии, да не терпят недостатка ни в каком отношении. Ибо Закон БожИй постановил, да служащий Алтарю от Алтаря питаются, якожеь и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании. _______________ ПРАВИЛО 42._______________ Епископ или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет из-вержен. _______________ ПРАВИЛО 43._______________ Иподиакон или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне. _______________ ПРАВИЛО 44._______________ Епископ или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен. _______________ ПРАВИЛО 45._______________ Епископ или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать что-либо, как служителям Церкви, да будет извержен. _______________ ПРАВИЛО 46._______________ Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Кое б о согласие Христови с велиаромь; или кая часть верному с неверным. Сие Апостольское правило относится к еретикам, каковые были в Апостольские времена, повреждающим главные догматы о Боге Отце и Сыне и Святом Духе, и о Воплощении Сына Божия. О других родах еретиков дальнейшие постановления представляют следующие правила: Перв. Вселен. Собор, прав. 19. Лаодик. 7, 8. Шест. Вселен. 95. Васил. Вел. 47. _______________ ПРАВИЛО 47._______________ Епископ или пресвитер, если по истине имеющего Крещение вновь окрестит, или если от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, как посмевающийся Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников. _______________ ПРАВИЛО 48._______________ Если какой-нибудь мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или иным отринутую, да будет отлучен. _______________ ПРАВИЛО 49._______________ Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей, - да будет извержен. _______________ ПРАВИЛО 50._______________ Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погру-жение, даемое в смерть Господню, да будет извержен. Ибо не рекла Господь, в смерть Мою крестите, но: шедше научите вся языкиь, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа5. _______________ ПРАВИЛО 51._______________ Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мясс, и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, - или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкви. Так же и мирянин. _______________ ПРАВИЛО 52._______________ Если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает, да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа, peKinarod: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся. _______________ ПРАВИЛО 53._______________ Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания, да будет извержен, как сожженный в собственной совести и бывающий виною соблазна многим. _______________ ПРАВИЛО 54._______________ Если кто из клира в корчемнице6 ядущим усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает. _______________ ПРАВИЛО 55._______________ Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Князю бо людей твоих да не речеши зла. _______________ ПРАВИЛО 56._______________ Если кто из причта,досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковного. _______________ ПРАВИЛО 57._______________ Если кто из клира хромому или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется, да будет отлучен. Так же и мирянин. _______________ ПРАВИЛО 58._______________ Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен. _______________ ПРАВИЛО 59._______________ Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного, да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивший брата своего. _______________ ПРАВИЛО 60._______________ Если кто подложные книги нечестивых, как святые, в церкви оглашает, ко вреду народа и клира, да будет извержен. _______________ ПРАВИЛО 61._______________ Если верный обвиняем будет в любодействе или в пре любо действе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет, да не вводится в клир. _______________ ПРАВИЛО 62._______________ Если кто из клира, устрашась человека иудея, или эллина, или еретика, отречется от имени Христова, да будет отвержен от Церкви. Если же отречется от имени служителя Церкви, да будет извержен от клира. Если же покается, да будет принят как мирянин. _______________ ПРАВИЛО 63._______________ Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ястиа мясо в крови души его или звероядину, или мертвечину, да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Если же сие соде лает мирянин, да будет отлучен. _______________ ПРАВИЛО 64._______________ Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господеньа, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы), - да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен. Степень разрешения поста, во дни воскресный и субботний, определяется в Церковном уставе и состоит обыкновенно в том, что разрешается вино, елей и принятие пищи по Литургии, без продолжения неядения до трех четвертей дня. _______________ ПРАВИЛО 65._______________ Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться, да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного. _______________ ПРАВИЛО 66._______________ Если кто из клира в сварее кого ударит и единым ударениемг убьет, да будет извержен за продерзость свою. Если же мирянин сие сотворит, да будет отлучен. _______________ ПРАВИЛО 67._______________ Если кто деву необрученную насиловав имеет, да будет отлучен от общения церковного. Не позволять же ему брать иную, но должен удержать ту, которую избрал, хотя бы и убога была. _______________ ПРАВИЛО 68._______________ Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение, да будет извержен от священного чина и он, и рукоположивший, разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями Церкви быть невозможно. _______________ ПРАВИЛО 69._______________ Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен. _______________ ПРАВИЛО 70._______________ Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира постится с иудеями или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то: опресноки или нечто подобное, да будет извержен. Если мирянин, да будет отлучен. _______________ ПРАВИЛО 71._______________ Если какой-нибудь христианин принесет елей в капище языческое3 или в синагогу иудейскую в их праздники или возжжет свешу, - да будет отлучен от общения Церковного. _______________ ПРАВИЛО 72._______________ Если кто из причта или мирянин, из святой Церкви похитит воск или елей, да будет отлучен от общения церковного и пятерицеюь да приложит к тому, что взял. _______________ ПРАВИЛО 73._______________ Сосуд золотой или серебряный освященный или завесу никто уже да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Если же кто в сем усмотрен будет, да накажется отлучением. _______________ ПРАВИЛО 74._______________ Епископ, от людей, вероятия3 достойных, обвиняемый в чем-либо, необходимо" сам должен быть призван епископами; и если предстанет и признается, или обличен будет, да определится епитимия. Если же зван бывс, не послушает, да позовется вторично чрез посылаемых к нему двух епископов. Если же и тако не послушает, да позовется и в третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов. Если же, и сего не уважая, не предстанет, то Собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем решение, да не мнитсяе выгоду иметь, бегая от суда. _______________ ПРАВИЛО 75._______________ Во свидетельство против епископа не принимать еретика, но и верного одного не довольно. На устах бо двоих, или трех свидетелей твердо станет всяк глагол*. _______________ ПРАВИЛО 76._______________ Да не подобает епископу из угождения брату или сыну, или иному сроднику, поставлять в достоинство епископа, кого хочет. Ибо нестьг праведно творить наследников епископства и собственность Божию отдавать в дар человеческому пристрастию. Не должно следовательно Церковь Божию под власть наследников поставлять. Если же кто сие сотворит, поставление да будет недействительно, сам же отлучением наказан да будет. _______________ ПРАВИЛО 77._______________ Если кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быть епископом, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна. _______________ ПРАВИЛО 78._______________ Глухой же и слепой да не будет епископом, не словно бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных. _______________ ПРАВИЛО 79._______________ Если кто демона имеет, да не будет принят в клир, но и с верными да не молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и если достоин, то и в клир. _______________ ПРАВИЛО 80._______________ От языческого жития пришедшего и крещенного или от порочного образа жизни обратившегося несть праведно вдруг3 производить во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быть учителем других, разве что только по благодати Божией сие устроится. ПРАВИЛО 81. Рекли мы, что не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неупустительно быть при делах Церковных. Итак, или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никтожеь может двум господам работати, по Господней заповеди10. _______________ ПРАВИЛО 82._______________ Не позволяем в клир производить рабов без согласия господ, к огорчению владетелей их. Ибо от сего происходит расстройство в домах. Если же когда раб и достоин явится поставления в степень церковную, каковым явился и наш Онисим, и господа соизволят, и освободят, и из дома отпустят, да будет произведен. ПРАВИЛО 83. Епископ или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обое, то есть римское начальство и священническую должность, - да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево - кесарю, и Божие - Богу. _______________ ПРАВИЛО 84._______________ Если кто досадит царю или князю не по правде, да понесет наказание. И если таковой будет из клира, да будет извержен от священного чина; если лее мирянин, да будет отлучен от общения церковного. _______________ ПРАВИЛО 85._______________ Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут следующие книги Ветхого Завета: Моисеевых - 5: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисуса, сына Навина - одна, Судей - одна, Руфь - одна, Царств - четыре, Паралипоменон (то есть остатков от книги дней) - две, Ездры - две, Есфирь - одна, Маккавейских - три, Иова - одна, Псалтирь - одна, Соломоновых - три: Притчи, Эккле-сиаст, Песнь Песней; книг пророков - двенадцать, Исайи - одна, Иеремеий - одна, Иезекииля - одна, Даниила - одна. Сверх же сего вам да присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученого Сираха. Наши же, то есть Нового Завета, Евангелия - 4: Матфея, Марка, Луки, Иоанна; Павловых посланий - 14, Петра - два послания, Иоанна - 3, Иакова - 1, Иуды - 1, Климента - два послания. И постановления вам, епископам, мною, Климентом, изреченные в восьми книгах (которых не следует обнародовать пред всеми ради того, что в них таинственно), и Деяния наши апостольские. Относительно постановлений апостольских, написанных Климентом, время и провидение Божие открыли нужду в новом правиле, которое есть 2-ое Шестого Вселенского Собора. Указание священных и для церковного чтения назначенных книг содержат еще следующие правила: Лаодик Соб. 60, Карф. 33. Также св. Афанасия Праздничное послание - 39-е и стихи св. Григория Богослова и св. Амфилохия.