E-mail: prichastie777@yandex.ru
Установление Таинства Евхаристии
____________________________________________________________________________
Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Когда было установлено Таинство Святого Причащения? Где, как и кем совершилось оно впервые? Об этом свидетельствуют евангелисты и Апостолы. Откроем 26-ю главу Евангелия от Матфея, 14-ю — от Марка, 22-ю — от Луки и 11-ю главу Первого послания святого Апостола Павла к Коринфянам. Четыре богодухновенных писателя предлагают живое, подробное повествование о событии, о котором Иоанн Богослов рассказывает в 6-й главе своего Евангелия.
Был вечер Великого Четверга, канун страданий Спасителя. Иисус вместе со Своими учениками пришел в Иерусалим разделить последнюю — Тайную — вечерю со Своими возлюбленными учениками, открыть им и всему миру величайшую Тайну спасения - совершить священную Пасху.
Во время трапезы Господь взял хлеб, возблагодарил Небесного Отца, преломил хлеб и сказал ученикам: «Приимитпе, ядитпе: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов: сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26. Лк. 22, 19). Затем Христос взял чашу с вином, вновь возблагодарил Бога и поднес ее ученикам, говоря: «Сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Так Спаситель установил великое и священнейшее Таинство Божественной Евхаристии, или Причащения, или Преломления Хлеба. Его заповедь, абсолютно ясная и точная, содержит три основных условия:
1) ученики должны совершать Таинство Евхаристии во оставление грехов;
2) Таинство должно совершаться в воспоминание Спасителя и Мессии Иисуса Христа;
3) верующие должны причащаться Тела и Крови Христовых во оставление грехов.
Это указание Господа не является иносказанием или образом, как считают протестанты и иные еретики. Каждый раз, когда совершается Таинство святой Евхаристии, происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Это происходит сверхъестественно и невыразимо, силой и действием Святого Духа. Потому оно и называется Таинством, что не подлежит контролю со стороны наших чувств. Мы верим, что в этом священ¬ном и великом Таинстве Иисус Христос присутствует не формально, не образно, но истинно и реально. Он действительно присутствует как приносящий жертву и приносимый, жертвующий и закалаемый — как Жрец и Жертва.
Эту великую истину веры констатировали Первый, Третий и Седьмой Вселенские Соборы и все богоносные отцы. Вместе с ними и все православные христиане веруют, что «словом Божиим освященный хлеб в Тело Бога Слова претворяется»1, то есть хлеб по слову Божию, по молитве, освящается и становится Телом Богочеловека. И мы вместе со святителем Кириллом Иерусалимским исповедуем: «Видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но Тело Христово»2. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его (Христа)»3.
Что же требуется для совершения Божественной Евхаристии? Во-первых, хлеб (не пресный, а квасной, каким и является просфора) и вино; во-вторых, священник (канонически рукоположенный, имеющий апостольскую преемственность) и святой жертвенник — престол; в-третьих, молитва освящения, составляющая основу Божественной литургии, в том виде, как она была составлена братом Господним Иаковом и святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Молитва эта содержит такие основополагающие слова: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего, а еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.». Это центральный момент Божественной литургии. Поэтому во время произнесения молитвы священник и верующие в полной тишине припадают на колени и обращаются к Господу в глубоком умилении.
Таким образом, всякий раз, когда приносится Бескровная Жертва, происходит соединение земли с Небом, человека с Богом, глины с Создателем, немощного с Всемогущим. Господь дает верующим животворящую благодать, проистекающую из Избавительной Жертвы Спасителя — вечного и неисчерпаемого источника.

_____________________________________________________________________________
1 Свт. Григорий Нисский. Огласительные слова. Слово 37.
2 Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные поучения. М., 1900. Поучение тайноводственное. Ч. 9. С. 332.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 82, п. 4. М., 1993. Ч. 2. С. 826.

Hosted by uCoz