E-mail: prichastie777@yandex.ru
Хлеб Жизни – истинная пища
_____________________________________________________________________________
«Я есть хлеб жизни, приходящий ко мне не будет алкать, а верующий в меня не будет жаждать никогда... Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»
(Иоан. 6,49-56)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
_____________________________________________________________________________
Господь наш Иисус Христос, будучи на земле, неоднократно говорил о Таинстве Божественного Причащения. Задолго до установления этого Таинства на Тайной вечери оно было прообразовано в чудесах и притчах. И в первую очередь Господь приготовил мир к пониманию этой таинственной пищи, данной им позже, двумя притчами. В одной из них, в притче о винограднике, Небесный Царь призывает людей на вечерю и предлагает им бессмертную пищу.
Однако особое значение имеет наставление Спасителя, последовавшее на следующий день после великого чуда умножения хлебов, описанного в 6-й главе Евангелия от Иоанна. Иудеи вопрошали Христа:
— Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы уви¬дели и поверили Тебе? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Отвечая на этот вопрос, Господь раскрыл людям великую истину:
— Истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Истинный Небесный Хлеб — это не манна, сошедшая через Моисея вашим предкам, но Сходящий от Отца Моего, Который с этого дня и навеки будет всегда подавать вам истинный Небесный Хлеб. Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с Небес и дает жизнь миру. Вскоре после этих слов о Небесном Хлебе, удививших иудеев, они сказали Ему:
— Господи, подавай нам всегда такой хлеб, как когда-то давалась ежедневно манна отцам нашим.
Тогда Господь открыл им:
— Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне с покаянием и верою не будет алкать духовно, и верующий в Меня не будет жаждать духовно никогда (Ин. 6, 35). И завершил еще более откровенно:
— Я есмь хлеб. Отцы ваши ели манну в пустыне, но, несмотря на то, что манна была дана им чудесным образом, она не могла избавить людей от физической смерти, и они умерли. Истинно Божественная и Небесная Пища, сходящая действительно с небес, — это хлеб, дающий такую силу и жизнь, что ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам в жертву за жизнь мира (Ин. 6,51). И тогда начался спор между иудеями, которые говорили:
— Как Он может дать нам есть Плоть Свою?
Этот вопрос побудил Господа открыть еще одну важную истину:
— Если не уверуете в свое спасение через жертву, которую Я принесу, и если с этой верой не будете через Таинство Божественной Евхаристии есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь становится общником жизни Моей и Жертвы Моей, имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Он приобщается Жизни Вечной, поскольку Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие, насыщающие на века. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь соединяется со Мной в едином теле и поэтому пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6,53-56).
Каждый истинный христианин, сравнивая эти слова с тем, что было сказано на Тайной вечери, твердо уверен, что Тело и Кровь Христовы, преподносимые нам на Божественной литургии, есть истинные Божественные Пища и Питие. И это приобщение соединяет нас с нашим Спасителем Богочеловеком, дарует Жизнь Вечную. Итак, блажен тот, кто причащается на этой Божественной вечери. В святой Евхаристии утоляются голод и жажда души, губящие человека, христианин становится небесным гражданином, имеет жизнь истинную и небесную, а не плотскую и временную. Тщетны попытки и усилия людей, стремящихся другими путями и средствами напитать свою душу. Глубинные стремления души останутся неудовлетворенными до тех пор, пока христианин не приступит с верой и любовью к Чаше Жизни.
Достаточно ли только лишь ходить в церковь и с вниманием следить за совершением Таинства? Мо¬жет быть, необходимо и нечто другое? Литургия — это не просто поучение, некое прекрасное псалмопение, Божественная драма, за которой мы лишь наблюдаем. Она является присной вечерей, в которой мы призываемся стать общниками и соучастниками Таинства. Она потому и называется Божественным Приобщением, что цель ее — в причащении верующих Тела и Крови пожертвовавшего Собой Спасителя. Итак, Божественная литургия является действительно Приобщением и причащением, то есть через нее происходит наше соучастие в вечери великой Жертвы. Если каждый из нас не станет общником этой Жертвы, на что он может рассчитывать? Как мы знаем, Господь ясно сказал, что Плоть Его истинно есть брашно. Христос Сам поучал, что Он есть хлеб жизни, что лишь ядый Плоть Его может наследовать жизнь истинную (Ин. 6, 55—56). И великий Апостол Христов напоминает христианам слова Господа, сказанные в тот момент, когда Он давал ученикам хлеб и чашу: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (I Кор. 11, 24). Так почему же мы столь часто забываем об этом?
Ученики Апостолов, их святые наследники, которых мы называем апостольскими мужами, в своих творениях утверждали, что Божественное Причащение есть истинная пища. В древнейшем писании, называемом «Учение двенадцати Апостолов», есть молитва, подтверждающая крепость веры христиан первых веков в то, что Божественное Причащение является пищей для христианина: «Нас же благословил духовною пищею и питием и Жизнью Вечной через Твоего Отрока».
Ту же великую истину провозглашал и святой мученик Иустин Философ. «Тело и Кровь Христовы, — отмечает он в своей «Апологии» к язычникам, — есть истинная пища. Мы принимаем их не как простой хлеб и обычное питие, но как Плоть и Кровь вочеловечившегося Иисуса, поскольку Иисус Христос, Спаситель наш, принял плоть и кровь для нашего спасения».
Прислушаемся и к таким словам святого мученика Иустина (166 г.): «Ибо мы принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питие, но как Христос, Спаситель наш, словом Божиим воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом преобразуется пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его»1.
Обратимся и к другому церковному писателю, к святителю Клименту Александрийскому (нач. III в.). В своем творении «Кто спасенный богач?» он представляет Господа говорящим человеку: «Я питаю тебя Своим хлебом, вкушая который никто не умрет, и Кровью Моею, пия которую ежедневно, получишь бессмертие».
Эта убежденность в том, что Тело и Кровь Христовы — необходимая пища для человека, вдохновляла христиан всех веков, придавала силы святым любой страны в любую эпоху. Божественное Причащение являлось вечным и единственным лекарством и Пищей Церкви воинствующей, Хлебом укрепляющим. Потому каждая душа, принимающая его, должна вспоминать слова святого праведного отца Иоанна то, чтобы мы не забыли Его Жертвы и не остались неблагодарными, поскольку облагодетельствованные должны помнить своих благодетелей и их благодеяния. В ветхозаветные времена воспоминание благодеяний Божиих по закону нужно было совершать, принося в жертву тельцов, ягнят и козлят, сейчас же Господь заповедал совершать Таинство с Его собственным Телом «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).
Итак, совершение Божественной Евхаристии есть воспоминание, прошение и благодарение. Каким же образом мы можем возблагодарить нашего великого Благодетеля? По большому счету, мы, конечно, не способны достойно воспеть все величие. Его благодеяний. И только в Божественной Евхаристии мы получаем возможность вознести Ему достойное благодарение.
_____________________________________________________________________________
1 Св. Иустин Философ. Апология I. Гл. 66 // Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 337—338.

Hosted by uCoz