E-mail: prichastie777@yandex.ru
Духовные дары Евхаристии
_____________________________________________________________________________
Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Никто лучше не воспел Божественную литургию, чем святитель Иоанн Златоуст. С антиохийского, а затем и константинопольского амвона, его горячее сердце и пламенные уста не прекращали прославлять неиссякаемые блага великого Таинства. Все новыми образами и примерами он постоянно побуждал своих слушателей любить и чувствовать дары Тайной вечери. «Какой пастырь питает овец собственными членами? — вопрошает пламенный проповедник. — Но что я говорю — пастырь? Многие матери новорожденных младенцев передают кормилицам. Но Христос Сам питает нас собственною Кровию и через это соединяет нас с Собою»1. «Как львы, дышащие огнем, будем отходить от этой Трапезы. Станем страшными для диавола, помышляя более о нашей Главе — Христе — и о той любви, какую Он проявил к нам... Эта Кровь придает нам цветущий и царский вид, рождает небесную красоту, не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая. Когда мы принимаем пищу, она не сразу становится кровью, но чем-то другим, а эта Кровь не так, но тотчас же напояет душу и сообщает ей великую силу. Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам Ангелов и Владыку Ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а Ангелы туда стекаются. Эта Кровь омыла всю Вселенную, много об этой Крови любомудрствовал и блаженный Павел в Послании к Евреям. Эта Кровь очистила и Святая Святых. Если кровь, бывшая прообразом, имела такую силу и в храме еврейском, и в Египте, когда ею были помазаны дверные косяки2, то гораздо более — сама Истина. Та кровь освятила золотой жертвенник, без нее первосвященник не дерзал входить в место недоступное. Та кровь поставляла во священника. Она омывала грехи, когда была просто символическим прообразом. Если же та имела такую силу, если смерть так страшилась тени, то можно ли, скажи мне, не убояться самой Истины? Эта Кровь — спасение душ наших: ею омывается душа, ею украшается, ею она согревается и воспламеняется, она делает наш ум светлее огня, душу нашу прекраснее золота. Эта Кровь изли¬лась и открыла нам Небо».3
Не иссякают образы и притчи святителя Иоанна Златоуста, когда он говорит на любимейшую тему: «Если бы ты расплавил золото и вложил туда свою руку, если бы это было возможно, или язык свой, то они тотчас озолотились бы. Точно такое же и еще гораздо большее действие производит на душу Кровь Христова. Сильнее огня кипит и стремится эта река, но не сожигает, а только очищает все, чего касается. Эта Кровь древле была прообразована на жертвенниках, в закланиях, определенных законом. Она есть цена всей Вселенной; ею Христос купил Церковь, ею Он всю ее украсил. Как человек, покупающий слуг, дает за них золото и, когда хочет украсить их, украшает вновь золотом, так и Христос и купил нас Кровию, и украсил нас Своей Кровию. Приобщающиеся этой Крови стоят вместе с Ангелами, Архангелами и [всеми] Горними Силами, облеченные в царскую одежду Христову и имеющие духовное оружие. Но этим я еще не сказал самого великого: они бывают облечены в Самого Царя».4
«Вот вино (т.е. причастие), веселящее сердце человека (Пс. 103,15). Блажен, кто испиет вина сего! Испили его невоздержные, и устыдились; испили грешники, и забыли пути преткновений; испили пьяницы, и стали постниками; испили богатые, и возжелали нищеты; испили недужные, и стали сильны; испили невежды, и умудрились».5
«Святые Дары заключают в себе великую силу, ибо они суть Тело и Кровь Господа Бога Слова Вседержителя Иисуса Христа, присуществленные на литургии из хлеба и вина Духом Святым, поэтому они сами исправляют, исцеляют, освящают каждого, приступающего к великому таинству»,- говорил св. Иоанн Кронштадтский.

_____________________________________________________________________________
1 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 82. Ст. 5. С. 827.
2 Речь идет о крови жертвенных животных. — Ред.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 46,§ 3 // Поли. собр. творений. Т. 1. С. 305.
4 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 46, § 4. С. 305.
5 Св. Исаак Сирин Слово 83. “О покаянии”.

Hosted by uCoz