|
|
_____________________________________________________________________________
Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. _____________________________________________________________________________ Отец Церкви Николай Кавасила в знаменитой книге «Семь слов о жизни во Христе» поучает христианина, как соединиться со Христом через Таинство таинств. Последуем же за мыслью этого богомудрого мужа. «Приступим к Трапезе тайной, через которую станем причастниками Непорочного Тела и Честной Крови Господа. От Божественного Причастия черпает христианин духовную жизнь с величайшей силой. Никто не может представить для человека счастья высшего, чем участие в этом великом Таинстве. Оно не просто касается лучшей жизни: в Причастии мы получаем не только дары Святого Духа, но принимаем Самого Воскресшего Господа, великого нашего Благодетеля, храм Его, внутри которого есть все духовные дары. Несомненно, Господь присутствует во всех Таинствах нашей Церкви. Он присутствует и в тех, кто участвует в Таинствах, и передает благодать Свою разными путями. Однако если Господь приведет верующего к Божественной Евхаристии и даст ему как духовную пищу Тело Свое и Кровь Свою, то человек преобразуется. До момента Причастия человек есть глина. После Божественного Причащения он перестает быть глиной, принимает царский вид, становится телом Царя Христа. Какое счастье может быть больше этого? Согласно с обещанием, данным Господом, через Божественное Причащение Сам Господь живет в нас и мы — в Нем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Когда же Христос пребывает в нашем сердце, какую еще нужду будем иметь? Возможно ли тогда, чтобы мы лишились когда-либо истинного блага? Что можно возжелать более Христа? Он и обитатель наш, и обитель наша, так что блаженны мы в обители, блаженны и потому, что сами сделались обителью для Него. Какого же духовного блага недостает нам, когда мы имеем такую связь с Господом? Когда войдем в это духовное озарение, как возможно быть связанным с тщетностью и порочностью мира? Какие лукавство и грех могут устоять перед богатством духовных благ? Никакое зло не войдет в наше сердце, когда Христос исполнит нас Своим присутствием, и пройдет в глубины нашей души, и будет господствовать глубоко в нас, и окружит нас со всех сторон. От внешних нападений лукавого нас защитит живущий в нашем сердце Христос. Он вновь изгонит из нас любое зло, поскольку Он — обитатель, наполняющий Собой всю обитель, то есть нашу душу. Мы принимаем не часть Христа, но всего Христа. Имеем не какой-то духовный луч или слабый свет, но принимаем в нашу душу само духовное солнце и становимся единым духом со Христом, поскольку тело, и душа, И все силы тут же становятся духовными... Божественное, вышнее (горнее) господствует над низшим, человеческим. И как говорит Апостол Павел о Вос¬кресении: «Чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5, 4); и в другом месте: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). О Таинство великое и непознаваемое! Как возможно соединить ум Христов с нашим собственным умом, волю Его — с нашей собственной волей, Тело Его — с нашим собственным телом, Кровь Его — с нашей собственной кровью? Каков же ум наш, когда владеет нами ум Христов, и воля наша, когда подчиняется Его блаженной воле?! Каково наше тело — персть, которая очищается в пламени Христовом?! Сколь велико Таинство Божественной Евхарис¬тии! Оно возводит человека к самой вершине благ, потому здесь — предел всякой человеческой ревности1. Ибо в этом Таинстве Сам Бог соединяется с нами в союз полный и совершенный»2. В другой своей книге премудрый фессалоникийский отец, предлагая толкование Божественной ли¬тургии, выделяет следующие важные моменты. «Связь Таинств с Церковью верных не символическая, но подобна связи между сердцем и членами тела, корнем и ветвями и, как говорил Господь, между виноградом и виноградными лозами. Поскольку здесь существует не только общее или аналогичное подобие, но некая тождественность этих двух понятий. Тайны есть Тело и Кровь Христовы. И в Церкви Господней они действительно образуют Пищу и Питие верным. И когда примешь в себя их, они не превращаются в плоть человеческую, как любая другая пища, но причастники изменяются от них, так как верх одерживает сильнейшее. Ведь железо, если бросить его в огонь, само становится огнем, а не огонь железом. И когда воспламенится железо, оно не кажется железом, но огнем, поскольку оно имеет свойство скрываться в огне. Так и с Церковью Христовой: если сможет кто увидеть ее духовными очами, то различит, что в соответствии с тем, насколько она соединена с Ним, насколько заключает в себе Его Плоть, является не чем иным, как Телом Господним». _____________________________________________________________________________ 1 Т.e. всех человеческих желании и стремлении. 2 Свт. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Семь слов о жизни во Христе. Слово 4-е. М.: Паломник, 1992. С. 76. |