E-mail: prichastie777@yandex.ru
Нескончаемая Пасха
_____________________________________________________________________________
Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Итак, с момента возникновения Церкви в порядке вещей было частое приобщение Пречистых Тайн. Эта древняя и священная традиция не прерывалась и в новое время. Эту традицию поддерживали своим авоторитетом и святостью и греческие подвижники. В конце XVIII века святитель Макарий Нотарас, митрополит Коринфский, написал знаменитую книгу «О постоянном Божественном причащении», которая имела целью «призвать к радостному обычаю древних христиан и доказать библейскими, апостольскими и отеческими свидетельствами, что спасительно для души каждого христианина часто причащаться, если он не имеет к тому препятствий». Автор прямо настаивает на этом: «Если любишь возжигать свое сердце божественной любовью и простирать ее до Христовой любви и с ней достигать и всех добродетелей, посещай часто Святое Собрание и получишь то, чего желаешь. Невозможно не любить Христа, часто причащаясь Его Святого Тела и Крови и будучи возлюбленным Христом».
В 1819 году, за два года до своей мученической кончины, Григорий V, Патриарх Константинопольский, писал, что «долг имеют благочестивые в каждом священном Таинстве приступать и приобщаться Животворящего Тела, потому-то и призывает их иерей: «Со страхом Божиим! И верою приступите...». Впоследствии он отвергал мнение тех, кто, движимый самонадеянностью, не разрешал христианам причащаться чаще, чем через сорок дней. Такую же позицию в отношении частого причащения занимал и святой Прокопий Великопещерник (1730—1800). «Как для того, чтобы жить, расти и укрепляться, человеку в течение его телесной жизни, недостаточно только родиться, но необходимо постоянно питаться, так же и христианину для того, чтобы жить, развиваться и совершенствоваться духовно, недостаточно лишь родиться в Святом Крещении, но необходимо питаться духовно, приобщаясь постоянно Тела и Крови Господних».1
Достоин внимания тот факт, что не только в Греции, но и в других православных странах сохраняется традиция частого приобщения Святых Христовых Тайн. И в России в прошлом веке были подвижники, особенно среди клириков и монахов, которые причащались каждую неделю или даже ежедневно. Некоторые архиереи и священнослужители говорили о необходимости частого причащения. Так, святитель Тихон, епископ Воронежский, советовал священникам: «Когда произносите «Со страхом...», подумайте как Христос явился по Своем Воскресении Апостолам и всем другим братьям. Знайте также, что этими словами вы призываете верующих принять Святые Тайны. И когда видите, что кто-то не подходит, пострадайте душой, поскольку в то время, как Христос зовет всех к себе и приносит в пищу Свое Пречистое Тело и Кровь, кто-то не приходит на вечерю этого великого благодеяния».2 И далее святитель напоминает об обычае древних христиан причащаться за каждой литургией.
И великий русский святой преподобный Серафим, пустынник Саровский, не только часто причащался, но был случай, когда он пребывавшей в великой скорби монахине благословил в течение какого-то времени ежедневное причащение. И Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский3, в течение трех последних лет своей жизни причащался ежедневно.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский4, будучи в свое время епископом Камчатским, объездил всю Восточную Сибирь, распространяя христианство среди туземцев. Его миссионерская деятельность не обходилась без скорбей: он глубоко страдал, видя, что новопросвещенные христиане не укрепляются Святыми Тайнами. Он на собственном опыте убеждался, что литургия должна совершаться всегда, в случае необходимости в палатке или под открытым небом, и многократно просил у Священного Синода антиминсы для путешествующих миссионеров. После второй своей миссионерской поездки он рассказывал, что местные народности становятся крепче в вере вследствие Божественного Причащения. Очень часто и он приводил поучительный пример древних христиан. «Итак, ничто, — говорил он, — не должно нас удалять от частого Божественного Причащения».5
Поучителен и пример святого праведного Иоанна Кронштадтского6. Со дня своего рукоположения он неопустительно с божественной любовью ко Христу ежедневно служил литургию и наставлял чаще причащаться Божественных и Бессмертных Тайн. А всякий день прожитый без Литургии, без Причастия, считал потерянным для себя днем. Это было делом его жизни, как и многих других святых душ.
Действительно, все православные святые часто приобщались Божественных Христовых Тайн. Все они подтверждали, таким образом, слова святителя Иоанна Златоуста: «Пасха наступает каждый раз, когда мы три или четыре раза в неделю причащаемся». «Частое причащение Тела Господня, по словам святителя Григория Богослова, немощных укрепляет, здоровых радует, болезни врачует, здоровье сохраняет. Это сильнейшее оружие, согласно тому же святому отцу, соделывает причащающегося более терпеливым и выносливым в скорбях, горячим в любви, более тонким в знании, наиболее готовым к послушанию, наиболее чутким и быстрым в действии даров благодатных».
По этой причине древняя Церковь установила в течение Великой Четыредесятицы, когда Божественная литургия не положена ежедневно, совершать литургии Преждеосвященных Даров, чтобы таким образом христиане укреплялись и были более мужественными в брани с мысленным врагом (Матфей Властарь7). Об этом свидетельствует история духовной брани святых подвижников. Из истории Церкви известно, что мученики безбоязненно шли на казнь, укрепленные Божественными Тайнами. В переломные моменты государственных нестроений Чаша Христова укрепляла душу православного народа и помогала мужественно перенести все испытания. Этот святой церковный обычай следует возродить и нам, нынешним православным христианам, и приложить все силы к его распространению. Невозможно, конечно, совершить это в одночасье, но все мы должны трудиться в данном направлении, все делать для воплощения этой великой заповеди Господней.

_____________________________________________________________________________
1 Е. Матфопулос. Предназначение человека. Гл. 20.
2 Свт. Тихон Задонский (1724—1783) — выдающийся богослов, подвижник. Его нетленные мощи почивают в Задонском монастыре Воронежской епархии.
3 Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров; 1779— 1857), митрополит Киевский и Галицкий (с 1837), был известен своей подвижнической жизнью. Обретены его нетленные мощи.
4 Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797—1879), митрополит Московский и Коломенский (с 1868), — просветитель Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Канонизован в 1977 г.
5 Свт. Иннокентий Московский. Указание пути в Царствие Небесное.
6 Святой Иоанн Кронштадтский (1829—1908; канонизован в 1990 г.) служил литургию даже в дороге. В его храме одновременно причащалось по нескольку тысяч людей.
7 Матфей Властарь — византийский канонист, солунский иеромонах; умер около 1360 г. Главный его труд — Синтагма, или «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах»

Hosted by uCoz