E-mail: prichastie777@yandex.ru
Единение и обожение
_____________________________________________________________________________
Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В своих сочинениях святитель Дионисий Ареопагит1 пишет, что литургия ведет человека к единению с Богом и ближними, то есть одновременно к обожению и объединению всех участников Таинства, потому она и называется общественным служением. По этой причине и другие священнодействия связаны с Божественной Евхаристией и проистекают из нее, ибо она объединяет нас с Единым Богом. То есть главная цель Таинства, по словам святителя Дионисия, — «объединяющее обожение».
Священные тексты и псалмы учат нас добродетельной жизни, помогают очищению от грехов. Общее же от единого Хлеба и Чаши Божественное Причащение дарует «боговдохновенное подобие». Другими словами, всем вкушающим от Божественной вечери и живущим Господней вечерей даруется единение и освящение душ. Но Господь может лишить наследия и праведности не достойно участвующего в Господней вечере, т.е. приступающего к Таинству не рассуждая о Теле Господнем (I Кор. 11, 29) или другими словами не имея веры, что причащается Тела и Крови Господних. Недостаточно лишь телом предстоять и участвовать в вечери, мы должны присутствовать душой с верою и любовью. Сознательное стремление, участие в Таинстве не только телом, но и душой и затем принятие Святых Тайн с верой являются истинным Причащением. Смысл святого целования на Божественной литургии — приготовить нас к соединению, поскольку невозможно объединиться и войти в мирное соединение с Господом тем, кто враждует между собой. Это примирение друг с другом и выражается целованием. Когда познаем святое обожение, познаем Единого и объединимся в единый божественный союз, тогда становится возможным оставить корыстные намерения, злобу и раздражение — все, что нас разделяет. Эта единая и неделимая жизнь устанавливается в Божественном Причащении.
Как иначе мы сможем помнить о Боге, вопрошает святитель, если не будем постоянно обновлять воспоминание о Его Божественной жизни через священное Таинство? Потому Господь и установил его в Свое воспоминание, чтобы мы, маленькие крупицы, через соединяющее нас Причастие объединились с совершенным Богом, чтобы мы как члены Его Тела вошли в Святую и Божественную жизнь. Иначе если мы обречем себя пагубным страстям, то станем несовместимы с Божественной жизнью, останемся не привитыми к живому и здоровому Телу Господа. Мертвая часть тела не сможет соединиться с Живой.
Помощь, подаваемая нам в таинственной Трапезе, бесценна. В этом глубочайший смысл Таинства — объединять нас сверхъестественно «во единаго Духа Святаго причастие», в один жизнеспособный и цветущий виноградник.

_____________________________________________________________________________
1 Свт. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Спб., 1855.

Hosted by uCoz