E-mail: prichastie777@yandex.ru
Со страхом Божьим, верою и любовью
_____________________________________________________________________________
Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Представим: когда господин зовет своего слугу к царской трапезе, каким страхом бывает охвачен приглашенный от выпавшей ему великой чести и с каким волнением он приходит! На Божественной литургии Сам Бог, Царь царствующих, приглашает нас к Своей Таинственной Трапезе. Причащаясь, мы входим в священный Чертог Господа, «в святилище святых». Чист ли хитон души, омыты ли мы в бане покаяния и исповеди или, быть может, приступаем неготовыми и нечистыми?
Всякий раз, приближаясь к Божественной Крови, которая есть «уголь, недостойныя попаляющий», прочувствуем глубоко, что погружаемся в невещественный огонь. Может быть, мы приближаемся недостойно, без осознания и сокрушения, как приступил предатель Иуда на Тайной вечери? Чувства искреннего покаяния и божественного желания должны наполнять нашу душу, когда мы готовимся принять в себя Непорочное Тело и Честную Кровь. Если уж Ангелы, небесные духи, предстоят со страхом и трепетом, то тем более мы, грешные смертные, должны поступать так, готовясь стать общниками Божественной природы.
Но этого недостаточно. Должно с твердой и непоколебимой верой, с глубоким убеждением и простым сердцем, со всем нашим душевным расположением приближаться к этому Божественному Таинству. Мы должны быть исполнены и вдохновлены непоколебимой уверенностью в том, что на святом престоле действительно находится Христос, приносимый в Жертву на Голгофе.
«Когда принимаешь Святые и Животворящие Тайны, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — имей в уме своем, что принимаешь Самого Христа... напиши на них в уме своем «Иисус Христос» и с этой надписью отправь их с умом своим в глубину своего сердца и там помести и сохрани Живодающего Гостя. Если таким образом, с такой верой примешь Святые Тайны, увидишь, что они украсят тебя величайшим миром духовных сил твоих, и почувствуешь себя совершенно счастливым и успокоенным. Господь нас щедро одарил благодеянием Своим по мере нашей веры. Тело и Кровь являются живоносными, огнем в сердце верующего соответственно готовности его сердца»1.
Итак, причащаться Пречистых Тайн должно со страхом Божиим (перевод с древнеславянского: с благоговением), с верою и любовью. Послушаем же, что нам советует по этому поводу фессалоникийский богослов Николай Кавасила в своем труде «Толкование Божественной литургии». «Когда приближается час претворения Тела и Крови Господа, поскольку участие в Таинстве — не просто предмет простого желания верующих, но глубокого приготовления (т.е. готовности и стремления души), иерей не зовет к нему всех верующих без различия (но только верных). Но поскольку берет Животворящий Хлеб и поскольку возносит его к небесам, то зовет к вкушению Трапезы только тех, кто будет приобщаться достойно (т.е. с благоговением, верою и любовью). Он возглашает: «Святая святым». Это звучит так, как если бы он говорил следующее: «Вот Хлеб Жизни. Итак, спешите причаститься, но не все (а только верные). Только тот кто свят (т.е. освященные Духом Святым в Таинстве Крещения) пусть подходит, поскольку святыню разрешается давать лишь святым». Святыми же здесь называются не только совершенные в добродетели, но и стремящиеся к совершенству, хотя еще не достигшие его. И им ничто не может препятствовать во время причащения Святых Тайн освящаться; и поэтому они святы. Ведь и вся Церковь именуется Святой. И Апостол Павел, обращаясь в послании к христианским общинам, говорит: «Братия святые, участники в небесном звании» (Евр. 3, 1). Они зо¬вутся святыми, поскольку принимают в себя Святого и приобщаются Его Тела и Крови, поскольку они есть члены Тела Его, плоть от Плоти Его, кость от костей Его. Поскольку мы соединены с Ним и сохраняем гармоничные отношения, то живем святой жизнью, принимая освящение от Тайн Того, Кто есть глава и сердце Тела. Если же мы отдалимся от целостности Святого Тела, то тщетно уже будет участие в Святых Тайнах, поскольку жизнь не будет передаваться отсеченным и отмершим членам. Что же отделяет члены от Святого Тела? «Грехи ваши, — говорит Он, — стоят между Мною и вами». Итак, что же? Каждый ли грех убивает человека? Нет, только смертный и нераскаянный грех. Согласно блаженному Иоанну, есть грехи, которые не являются смертными. Поэтому верующие, если не впали в грехи, отделяющие их от Христа и несущие им смерть, не имеют препятствия принимать участие в Таинстве, то есть принимать святыню, поскольку и называются и в действительности являются жизненными членами, связанными с главой Тела. Поэтому, когда иерей возглашает «Святая святым», верующие отвечают: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца». Это означает, что никто не имеет освящения ни от себя самого, ни от своего человеческого достоинства, но освящен лишь тот кто имеет в своей душе истоком и целью Христа. Если поместим под солнцем много зеркал, то все они сияют и отражают лучи его и уверяют тебя, что солнц много, в то время как в действительности есть лишь одно. Так и Он един свят, когда передается верующим, живет во многих душах и дает впечатление тебе, что есть много святых, в то время как лишь Он один свят»1.
Последуем и мы этим царским путем, когда наступит благоговейный момент принятия в себя Господа. Со страхом, верою и любовью, как возвещает нам священник, приблизимся к Царским вратам, смиренные и скромные, чтобы соединиться с Господом Славы.

_____________________________________________________________________________
1 Прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Ч. 1.

Hosted by uCoz