E-mail: prichastie777@yandex.ru
Непостижимое богатство
_____________________________________________________________________________
Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Литургия содержит в себе неисчислимое богатство учительной премудрости. Она является непревзойденной проповедью о Христе. Как считают богословы, специально исследовавшие литургию, она раскрывает важнейшие истины о Боге и человеке. Ее можно назвать неким жизненным богословием, наглядно поучающим нас. В этом Таинстве Сам Спаситель заключил сокровище Своей любви и мудрости. Это Таинство содержит в себе и освящает все другие Таинства. Литургия свидетельствует о высочайших добродетелях Христовых, поскольку она напоминает христианину о страшных страданиях и крестной смерти Господа, которые должно нам хранить в своем сердце. Блаженной памяти отец Евсевий Матфопулос в книге «Предназначение человека» пишет: «Первой в таинственном воспоминании страстей Господних восхищает великая молитва Иисуса. В душевной муке в Гефсимании Спаситель приуготовил Себя на страдания горячей продолжительной молитвой к Своему Небесному Отцу. Удивительная и великая добродетель Господа — в послушании, выраженном на литургии в памятовании страстей Господних: послушание до смерти крестной, позорной и мучительной.
Увидим еще в страданиях Христовых бесконечную глубину Его смирения. Хотя Он и был Богом Истинным и Всемогущим, но смирился настолько, что принял оплевание, и осмеяние, и всевозможное презрение, и, наконец, распятие между двух разбойников.
Другой добродетелью Христовой, воспоминаемой на литургии, является Его безграничная кротость. Он не только не разгневался на беззаконных мучителей, но, напротив, пребывал совершенно незлобным и мягким, как агнец, ведомый на заклание...
Рядом с кротостью стоит терпение, совершенную высоту которого показал Христос во всех страшных и мучительных страданиях. Все Он претерпел безропотно...
О непамятозлобии Спасителя говорит нам Его жертва. В то время, когда Его пригвождали, как последнего злодея, Он проявлял к мучителям милосердие, и жалел их за такое злодеяние, и молился о них. На литургии приходится задуматься, когда слышится эхо этих Божественных слов: «Отче, оставь им, не ведят бо что творят».
Наконец, литургия отражает бесконечную любовь Христову, поскольку, хотя мы были врагами Ему, Он умер за нас и не перестает приносить Себя в жертву».
Таким образом, Божественная Евхаристия, словно зеркало, отражает добродетели Богочеловека. Еще можно сказать, что в ней, как в призме, преломляется Божественная, невыразимая красота Его добродетелей. Какой верующий человек, всеми своими переживаниями участвующий в святой Евхаристии, не примет близко к сердцу божественную драму Бескровной Жертвы? Это великое Таинство воздействует одновременно на ум и душу человека, просвещает, согревает и воодушевляет. Оно питает разум спасительными наставлениями и в то же время обогащает сердце святыми чувствами, побуждает волю к принятию мужественных решений. Евхаристия учит, вдохновляет, направляет душевные устремления к новой, святой, жизни. Об этом как раз говорил в своих «Размышлениях о Божественной литургии» Николай Васильевич Гоголь: «Действие Божественной литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света и скрыто. И если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, покорный призыванию диакона, душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы, иго Христово благо и бремя легко. По выходе из храма, где он присутствовал при Божественной Трапезе Любви, он глядит на всех, как на братьев. Примется ли он за обыкновенное теченье своих дел в службе ли, в семье, где бы ни было... сохраняет невольно в душе своей высокое начертанье любовного обращенья с людьми, принесенного с небес Богочеловеком. Он невольно становится милостивей и любовней с подчиненным. Если сам под властью другого, то охотней и любовней ему повинуется, как Самому Спасителю. Если видит просящего помощи, сердце его более чем когда-либо располагается помогать, чувствует он больше наслаждения, с любовью дает он неимущему. Если он неимущий, он благодарно принимает малейшее даяние: растроганное сердце его теряется в благодарности, и никогда с такой признательностью не молится он о своем благодетеле. И все, прилежно слушавшие Божественную литургию, выходят кротче, милее в обхождении с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках.
А потому для всякого, кто хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещенье Божественной литургии и внимательное слушанье: она нечувствительно строит и создает человека. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату. А потому кто хочет укрепиться в любви, должен сколько можно чаще присутствовать со страхом, верою и любовью при священной Трапезе Любви».1
Итак, приблизимся же к Таинству с простым сердцем, чистой душой, чтобы просвещаться и питаться от Его непостижимого богатства, чтобы сподобиться видеть Господа и наследовать Его небесные добродетели.

_____________________________________________________________________________
1 Н. В. Гоголь. Размышления о Божественной литургии. Духовная проза. М.: «Русская книга», 1992. С. 387—388.

Hosted by uCoz