|
|
Провила ко причастию.
«Сразу необходимо заметить, что молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Молитва приносит радость и сладостное чувство причастности и общения с Богом или святыми, поэтому бездушная «вычитка какого-либо правила не приносит пользы христианину. Процитируем ответ на вопрос о молитвенном правиле перед Причастием митрополита Илариона (Алфеева): «Во-первых, нет никакого официального устава Русской Православной Церкви, который бы говорил, что именно должно быть вычитано перед причащением Святых Христовых Таин. В молитвенниках существует Последование ко Святому Причащению: на него и надо ориентироваться. Это Последование не является частью суточного богослужебного круга, оно нигде не упоминается в Типиконе, но является набором молитв, которые были составлены в разные века и которые помогают христианину настроиться на соответствующий лад и достойно подготовиться ко Святому Причащению. Я думаю, что прочитать это Последование раз в неделю, накануне воскресного дня, когда человек готовится к принятию Святых Христовых Таин, не является чем-то требующим очень больших жертв. Думаю, что и учащиеся, учащие, и работающие, и воспитывающие детей могут найти необходимые двадцать минут, чтобы прочитать это правило. Если же этих минут не находится, тогда правило можно сократить, ограничившись несколькими молитвами. Смысл ведь заключается не в том, чтобы вычитать определенное число молитв, а в том, чтобы соответствующим образом себя настроить и духовно подготовиться к принятию Христовых Таинств. Иногда бывает полезнее прочитать одну молитву, но несколько раз – медленно, с пониманием, продумав и прочувствовав каждое слово, - чем вычитать целое Последование, но при этом чтобы ум оставался рассеянным и мысли блуждали на стороне. Существует, кроме того, практика чтения канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин. И есть духовники, которые эту практику навязывают своим духовным чадам в качестве обязательной. Говорится, например, что перед причащением следует вычитать как минимум три канона, один акафист, а сверх того Последование ко Святому Причащению. Я лично не согласен с этим требованием. Во-первых, никакой церковный устав их не предписывает: это лишь благочестивая традиция, которая ни в одном церковном уставе не прописана. А во-вторых, если человек хочет читать каноны акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы такое чтение принести не может, но ставить вычитывание этих канонов условием для причастия, я считаю, глубоко неверно. Таким образом, мы только отпугиваем людей от Святой Чаши, лишая их того, что является сердцевиной и основой христианской жизни, - причащения Святых Христовых Таин.» (интервью митрополипа Илариона Алфеева на сайте «Киевская Русь»). Св. Иоанн Кронштадтский, рассуждая о том же предмете, советует: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимание на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь, прежде всего, надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию св. Таин; если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божий, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словеси, а в силе (1 Кор. 4:20). Хорошо послушание во всем Матери-Церкви, но с благоразумением, и если возможно, кто может вместить продолжительную молитву – да вместит. Но не все вмещают слово сие (Мф. 19:11). Если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.» (Св. Иоанн Кронштадтский. Мысли о покаянии и причащении.)».4 «Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит (к Таинству), тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью».5 «Господь нас призывает взойти на небеса, на трапезу великого и чудного Царя, а мы отказываемся, и медлим, и не спешим, и не стремимся к этому. И какая тогда надежда на спасение нам остается? Мы не можем сказать, что нам препятствует болезнь или естество, но недостойными делает нас только наше нерадение»,- говорит св. Иоанн Златоуст. _____________________________________________________________________________ 1 Д.а. 15, 28-29 2 Прот. А. Шмеман «Святая Святым» 3 Прот-тер Н. Афанасьев. «Трапеза Господня» 4 Игумен Петр (Мещеринов) «Чашу Жизни вкусите» 5 Св. Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово 3. Т.1. Кн.2 ст.673-675. |