Подготовка к Причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей
E-mail: prichastie777@yandex.ru
Приготовление к Причастию
_____________________________________________________________________________
«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите, соблюдая сие, хорошо сделаете».1
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Прот. Александр Шмеман
Прот-тер Николай Афанасьев
Св. Иоанн Златоуст
Св. Иоанн Кронштадтский
Митрополит Иларион (Алфеев)
Игумен Петр (Мещеринов)
_____________________________________________________________________________
«Наивысшая степень приготовленности ко святому Причащению достигается тогда когда мы желаем причаститься просто от того, что мы любим Христа и жаждем быть едиными с Тем Кто «желанием возжелал» быть единым с нами. Превыше потребности и желания прощения, примирения и исцеления есть и должна быть лишь наша любовь ко Христу, которого мы любим, «потому, что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4.9). И в конечном счете, именно эта любовь и ничто иное делает возможным для нас преодолеть бездну отделяющую тварь от Творца, грешного от Святого, мир сей от Царствия Божия. Эта любовь, которая одна воистину превосходит и потому упраздняет, как бесполезные тупики, все наши человеческие, «слишком человеческие», уклонения и рассуждения о «достоинстве» и «недостоинстве», отметает наши боязни и запреты, и делает нас покорными Любви Божественной. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому, что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви...» (1 Ин. 4.18). Вот цель всего приготовления, всего покаяния, всех усилий и молитв – дабы мы возлюбили Христа и «дерзая неосужденно», могли участвовать в Таинстве, в котором Любовь Христова подается нам.
Причастие Тела и Крови Христа для ранней Церкви было самоочевидным исполнением Крещения и Миропомазания, и никаких других условий для причащения не существовало. И сколько бы такое восприятие причастия не затемнялось и не усложнялось в дальнейшей истории Церкви, очевидно, что оно никогда не было отменено и составляет первичную и вечную норму Предания Церкви.
Никто и никогда не был «достоин» принять Причастие, никто и никогда «не заслужил» его, не был «готов» к нему. «Един Свят», только один – сам Христос – свят... Причастие есть Дар, дар Божией любви и заботы, и потому подлинной подготовкой к причастию является не «проверка своей готовности», а уразумение своей «неготовности». Причастие принимается в смирении и послушании, и главное – в простоте сердца. «Понеже Ты хочеши жити во Мне, дерзая приступаю...» Насколько же это «духовнее», чем тот «отказ от причастия» по причине «неготовности», что восторжествовал в Церкви и сделал большинство литургий – Евхаристией без причастников...»2.

«Вопрос о подготовленности является свидетельством некоторого упадка интенсивности церковной жизни. В древней церкви вопрос о подготовленности или неподготовленности для причащения не ставился; Нет необходимости идеализировать жизнь древних христиан для того, чтобы иметь возможность утверждать, что вся их жизнь в целом была непрестанной подготовкой к участию в Евхаристическом собрании. Когда жизнь христиан настолько удалилась от тех требований, которые каждый христианин предъявляет к себе, то появляется потребность изменить ее, по крайней мере, в течение некоторого короткого времени, чтобы привести ее в большее соответствие с требованиями христианской морали. За этим лежит трагическое сознание, что мы не в состоянии стать на путь, чтобы вся наша жизнь была подготовкой к участию в «Трапезе Господней». Мы тем самым утверждаем двойственность нашей жизни: с одной стороны — жизнь в Церкви, а с другой стороны — наша жизнь вне Церкви. Мы в то же время оказываемся бессильными преодолеть эту двухплановость нашей жизни. Более того, наша воля слабеет в этом направлении».3
Провила ко причастию.
«Сразу необходимо заметить, что молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Молитва приносит радость и сладостное чувство причастности и общения с Богом или святыми, поэтому бездушная «вычитка какого-либо правила не приносит пользы христианину. Процитируем ответ на вопрос о молитвенном правиле перед Причастием митрополита Илариона (Алфеева): «Во-первых, нет никакого официального устава Русской Православной Церкви, который бы говорил, что именно должно быть вычитано перед причащением Святых Христовых Таин. В молитвенниках существует Последование ко Святому Причащению: на него и надо ориентироваться. Это Последование не является частью суточного богослужебного круга, оно нигде не упоминается в Типиконе, но является набором молитв, которые были составлены в разные века и которые помогают христианину настроиться на соответствующий лад и достойно подготовиться ко Святому Причащению. Я думаю, что прочитать это Последование раз в неделю, накануне воскресного дня, когда человек готовится к принятию Святых Христовых Таин, не является чем-то требующим очень больших жертв. Думаю, что и учащиеся, учащие, и работающие, и воспитывающие детей могут найти необходимые двадцать минут, чтобы прочитать это правило. Если же этих минут не находится, тогда правило можно сократить, ограничившись несколькими молитвами. Смысл ведь заключается не в том, чтобы вычитать определенное число молитв, а в том, чтобы соответствующим образом себя настроить и духовно подготовиться к принятию Христовых Таинств. Иногда бывает полезнее прочитать одну молитву, но несколько раз – медленно, с пониманием, продумав и прочувствовав каждое слово, - чем вычитать целое Последование, но при этом чтобы ум оставался рассеянным и мысли блуждали на стороне.
Существует, кроме того, практика чтения канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин. И есть духовники, которые эту практику навязывают своим духовным чадам в качестве обязательной. Говорится, например, что перед причащением следует вычитать как минимум три канона, один акафист, а сверх того Последование ко Святому Причащению. Я лично не согласен с этим требованием. Во-первых, никакой церковный устав их не предписывает: это лишь благочестивая традиция, которая ни в одном церковном уставе не прописана. А во-вторых, если человек хочет читать каноны акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы такое чтение принести не может, но ставить вычитывание этих канонов условием для причастия, я считаю, глубоко неверно. Таким образом, мы только отпугиваем людей от Святой Чаши, лишая их того, что является сердцевиной и основой христианской жизни, - причащения Святых Христовых Таин.» (интервью митрополипа Илариона Алфеева на сайте «Киевская Русь»).
Св. Иоанн Кронштадтский, рассуждая о том же предмете, советует: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимание на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь, прежде всего, надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию св. Таин; если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божий, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словеси, а в силе (1 Кор. 4:20). Хорошо послушание во всем Матери-Церкви, но с благоразумением, и если возможно, кто может вместить продолжительную молитву – да вместит. Но не все вмещают слово сие (Мф. 19:11). Если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.» (Св. Иоанн Кронштадтский. Мысли о покаянии и причащении.)».4

«Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит (к Таинству), тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью».5

«Господь нас призывает взойти на небеса, на трапезу великого и чудного Царя, а мы отказываемся, и медлим, и не спешим, и не стремимся к этому. И какая тогда надежда на спасение нам остается? Мы не можем сказать, что нам препятствует болезнь или естество, но недостойными делает нас только наше нерадение»,- говорит св. Иоанн Златоуст.
_____________________________________________________________________________
1 Д.а. 15, 28-29
2 Прот. А. Шмеман «Святая Святым»
3 Прот-тер Н. Афанасьев. «Трапеза Господня»
4 Игумен Петр (Мещеринов) «Чашу Жизни вкусите»
5 Св. Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово 3. Т.1. Кн.2 ст.673-675.

Hosted by uCoz