Подготовка к Причастию: Канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей
E-mail: prichastie777@yandex.ru
Пост и Причастие
_____________________________________________________________________________
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем» (1-е Кор. 8,8).
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст» (Мф. 15, 11).
«К свободе призваны вы, братья, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (К Гал. 5,13).
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Св. Иоанн Златоуст
Митрополит Иларион (Алфеев)
Игумен Петр (Мещеринов)
Иеромонах Николай (Афонский)
_____________________________________________________________________________

«Возрадуемся и возвеселимся вонь, трапеза исполнена. Агнец (т.е. Христос в виде Святых Таинств) предлежит, никто же да изыдет алчай… Постившиеся и не постившиеся, придите, исполнитесь пищи…»,- так призывает св. Иоанн Златоуст христиан в 1-й день Пасхи.
«Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит (к Таинству), тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью».1

«В современной практике Русской Церкви обычно предписывается одно-, двух- или трехдневный пост перед причащением. В Церквах греческого Востока евхаристический пост вообще не практикуется, и к причащению приступают без исповеди. Русская практика ориентирована, очевидно, на редкое причащение, так как, если человек хочет причащаться каждое воскресение, он должен поститься, по крайней мере, каждую субботу (что противоречит Апостольскому Правилу 64).
Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяются менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника. Если человек желает причаститься в дни Пасхальной седмицы, должен ли он поститься в праздник Пасхи? Или если он хочет причащаться а День Святого Духа, должен ли он поститься в праздник Пятидесятницы? Существующее правило непременного поста перед причащением иногда приводит к тому, что на Литургиях в Пасхальную седмицу вообще никто не причащается, и священник, выходя с Чашей и произнося со страхом Божиим и верою приступите, тотчас уходит обратно в алтарь, так как никто не приступает – чаще всего по указанию самого же священника».2
«Телесный пост перед Причастием это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни. Отметим также, что в Церкви есть немало праздников, когда пост противоречит самой идее праздника. Следует признать, что требования некоторых священников обязательного трех – или однодневного поста для часто (непрестанно) причащающихся мирян, отдает явным клерикализмом. Так как сами эти священники (в полном согласии с требованиями Церкви к часто причащающимся) никаких предписаний о телесном посте не соблюдают и ни в чем, если так можно выразиться, себе не отказывают. Фарисейский подход здесь очевиден. Можно процитировать здесь же ответ видного иерарха нашей Церкви митрополита Илариона (Алфеева): «Ответ на этот вопрос, так же как и на другие подобные вопросы, следует искать в церковном уставе, в Типиконе. Где-либо Типикон предписывает вопросы сверх тех, которые установлены Святой Церковью? Нет. Какой-либо другой устав, принятый Церковью и одобренный ею в качестве общеобязательного, предписывает эти посты? Не предписывает. Человеку, который причащается редко, который не соблюдает посты, который далек от Церкви, полезно перед причастием несколько дней попоститься. Но если человек соблюдает те посты, что установлены Церковью, - а это четыре многодневных поста, еженедельный пост в среду и в пятницу в течение всего года, - то мне кажется, что навязывать ему еще какие-то дополнительные посты не следует. К тому же, если вы откроете православный антикатолический катехизис, который издавался в XIX веке и до сих пор используется в качестве учебного пособия в некоторых духовных семинариях, то там Католическая Церковь обличается за то, что она установила пост в субботу. Там же говориться о том, что пост в субботу противоречит церковным установлениям. Таким образом, тем людям, которые соблюдают посты и церковные правила, навязывать сверх этого еще что-либо не следует. Я бы этим людям рекомендовал, если они в среду и пятницу постятся, то в воскресенья и праздничные дни со спокойной совестью приступать к причастию Святых Христовых Таин» (интервью митрополита Илариона (Алфеева) на сайте «Киевская Русь»)».3

«Общаясь с паломниками я понял, что духовники в большинстве своем не благословляют причащаться по воскресениям, ссылаясь на Апостольское Правило 64-е, которое запрещает по субботам, кроме Великой субботы и по воскресениям поститься. А поэтому раз не постились, то и не причащайтесь. Но так ли это? Дорогие мои отцы-духовники, дорогие игуменьи. Просмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Так же сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во Святом Евангелии. Как известно I-е христиане причащались за каждой Божественной Литургией каждый день, впрочем как и нам сейчас следовало бы поступать. Когда же они постились? А постились они тогда когда повелевала Церковь, т.е. среда, пятница и посты года. Святой Иероним, например говорит, что христиане Рима в его время причащались каждый день. Раз они причащались каждый день то, что же постились тоже каждый день? Святитель Василий Великий говорит, что христиане Каподокийской, его епархии причащались четыре раза в неделю, а монахи – каждый день, имея при себе Святые Дары. Что же они постились всю свою жизнь, даже вопреки 64-му апостольскому Правилу? Конечно же нет. Спрошу и вас отцы духовники: «Вы поститесь по субботам, чтобы причаститься в воскресение»? Нет. А почему? Да потому, что нет такого церковного правила, которое повелевало бы вам поститься. Может есть такое правило, которое бы гласило, что священники могут причащаться без поста, а вот мирские обязаны поститься и тогда только причащаться? Напрашивается вывод, если грешно не держать поста перед причастием, то обязаны были бы, во-первых, соблюдать это служащие клирики и не вкушать скоромной пищи, даже на Пасху. Если же допустим, что священники не согрешают тем, что вкушают на кануне причащения скоромную пищу, то тогда священники не согрешают по этой логике, если будут даже и воровать, и пить, и прочие грехи творить, ибо они священники, а мирские грешат делая тоже, что и они. Итак то, что в данном случае не грешно для клириков, то стало быть не грешно и для мирских. Да к тому же святитель Иоанн Златоуст говорил, что во время Причастия и священник и миряне равны и ничем не отличаются ибо вкушают Агнца Божьего, одного и того же, вземлющего грехи мира.
Верующие которые соблюдают посты указанные Церковью постятся: среда, пятница и остальные посты года. Если сосчитать получается приблизительно 230 дней в году. А монашествующие еще постятся и по понедельникам. И те которые часто причащаются и желают причаститься, должны “отпоститься” и остальные дни года? Как часто надо приобщаться Святых Христовых Таинств? По мнению св. Иоанна Златоуста, - чем чаще, тем лучше, но с одним условием приступать всегда с искренним раскаяньем в своих грехах и с чистой совестью. Как видите св. Иоанна Златоуста не требует трехдневного поста от своих духовных чад, а смиренного и кроткого сердца, очищенного покаянием от грехов. Вы можете сказать, есть придание старцев и мы их придерживаемся и поэтому так редко причащаемся и постимся перед причастием. Что то уж много преданий развелось у нас на Руси Святой. Многие современные иуды отступившие от Христа в расколы и ереси тоже действуют по преданию своих старцев. Хороши предания старцев, но если они согласны с учением нашей Матери Церкви и святых Отцов, а если нет то надо поступать так, как повелевает Церковь».4

Не забывайте слова святителя Иоанна Златоуста, -«все уклоняющее нас от святого Причащения – есть делом диавола».

_____________________________________________________________________________
1 Св. Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово 3. Т.1. Кн.2 ст.673-675.
2 Митрополит Иларион (Алфеев). «Как часто должно причащаться».
3 Игумен Петр (Мещеринов) «Чашу Жизни вкусите».
4 Иеромонах Николай (Афонский). Проповедь «Святое Причащение», 1998.

Hosted by uCoz