E-mail: prichastie777@yandex.ru
“Аргументы” против частого Причащения
_____________________________________________________________________________
Прот-тер Николай Афанасьев
Пр. Никодим Святогорец
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
«Приведем первый «аргумент» против «частого причащения», а именно неподготовленность. К этому первому аргументу присоединяется самый главный аргумент “недостоинства верных”. Оба эти аргумента свидетельствуют об утере смысла евхаристического общения. Надо заметить, что соображения против «частого причащения» возникли post factum, т. е. когда в церковной жизни установилась практика редкого причащения. Они выдвигаются для того, чтобы оправдать то, что уже имелось в церковной жизни, а потому богословская ценность этих аргументов очень подозрительна.
Несомненно, что вопрос о личном недостоинстве получил неправильную постановку. Сам вопрос свидетельствует о некотором непонимании природы Церкви. Если личное недостоинство каждого из нас является препятствием для Евхаристического общения, то оно вообще недопустимо. Не имеет значения, сколько раз оно осуществляется, часто или редко, т. к. арифметика в этом вопросе не может играть никакой роли. Но это не есть самое главное, что нужно сказать по поводу аргумента о личном недостоинстве. Главное заключаемся в том, допустим ли сам вопрос о недостоинстве верных для участия в Евхаристическом собрании? Евхаристическое собрание есть выявление Церкви во всей ее полноте и во всем ее единстве, а евхаристическое общение есть выражение жизни в Церкви. Если мы устраним евхаристическое общение, то что остается от жизни в Церкви? Может ли молитва заменить, хотя бы временно, евхаристическое общение? Молитва Церкви есть молитва «во Христе», но нельзя быть «во Христе» без евхаристического общения с Ним.
Оглашенные не могли принимать участия в молитве Церкви, т. к. участие в молитве предполагало возможность участия в Евхаристии. Утверждая наше личное недостоинство, как препятствие к «частому причащению», мы тем самым утверждаем наше недостоинство пребывания в Церкви, т. к. последнее совершенно тождественно с участием в Евхаристическом собрании. Мы не только усваиваем себе суждение, которое принадлежит только Церкви, о нашем достойном или недостойном состоянии в Церкви, но мы берем под сомнение таинство крещения. В таинстве приема в Церковь («крещении водою и Духом») мы поставляемся в горнее звание члена народа Божьего и становимся достойными участия в Евхаристическом собрании. В древней церкви ново крещенный сейчас же после помазания миром торжественно вводился в Евхаристическое собрание. Евхаристия завершает и венчает прием в Церковь. Вопреки этому мы утверждаем, что мы недостойны принимать участие в Евхаристии, как будто бы таинство приема в Церковь не достигло своей цели. Личное достоинство или недостоинство не должно осложняться вопросом о личной нашей греховности. Последняя всегда остается, и даже человеческая святость не есть безгрешность. Спасение соделывается через благодать, которая есть дар Божий, и оно соделывается в Церкви, а не индивидуально, а если в Церкви, то через участие в Евхаристии «во оставление грехов». За вопросом о достоинстве или недостоинстве, который ставится в школьном богословии применительно к участию в Евхаристии, кроется вопрос об индивидуальном (т. е. пути не являющемся церковным, а значит еретический) или церковном пути спасения. Христианство есть «Церковь Божия во Христе», а «Церковь Божия во Христе» есть христианство. Кто говорит «Христос», тот говорит «Церковь», а кто говорит «Церковь», тот говорит «Евхаристическое собрание». Поэтому христианство без Церкви означает нечто такое, чего не было и чего не может быть. «Вне Церкви нет спасения». Эти слова Киприана Карфагенского имеют евхаристическое значение. Вне Церкви нет спасения, т. к. нет спасения вне Евхаристического собрания. Всякий иной путь есть путь индивидуализма, которого не знает Церковь, но который широкой волною под влиянием индивидуализма эмпирической жизни влился в церковную жизнь.
Что касается неподготовленности как «аргумента» против частого причащения, то его ценность очень относительная. К тому же он сам вводит в церковную жизнь не должный релятивизм, т. к. подготовленность никогда не может быть абсолютной. Кроме того, неподготовленность не поддается учету, как и не поддается определению, какая степень подготовленности допускает верного к причастию. Я совсем не собираюсь совершенно отстранять необходимость подготовки к участию в Евхаристическом собрании, а тем более наш благочестивый обычай «говения», который, впрочем, не обязательно должен быть связан с вопросом о причащении. Тем не менее, надо заметить, что вопрос о подготовленности является свидетельством некоторого упадка интенсивности церковной жизни. В древней церкви вопрос о подготовленности или неподготовленности для причащения не ставился».1
Раскрывая необходимость частого Причащения св. Никодим Святогорец написал книгу, «О частом Причащении пречистых Таин Христовых», в которой, основываясь на Писании, Творении Святых Отцов и богослужебной традиции показывает, что причащаться необходимо как можно чаще. Те же, кто утверждают обратное говорят, что часто причащаться могут только священники, но на это св. Никодим отвечает: «Чин священника состоит в том, чтобы быть орудиями приношения и совершения Божественных Даров через нисхождение Святого Духа. Но во время Причащения священники не имеют никакого отличия от мирян или монахов, разве только то, что священники преподают, а миряне приобщаются». Здесь же он пишет: «Те же священники, которые не причащают христиан, с благоговением и верой приступающих к Божественному Причащению, судятся от Бога как убийцы».
Некоторые настаивают, что мы недостойны часто причащаться, что Святое Причастие является вещью страшной и, чтобы принимать его, жизнь человека должна быть святой, совершенной и ангельской. На это св. Никодим отвечает, что «свят один лишь Бог, а мы получаем святость от Него, участвуя в Его святости. Это происходит, в том числе благодаря Евхаристии. А для участия в Евхаристии самым главным условием является покаяние».
Для св. Никодима: «человек становится достойным причащения, только причащаясь. Потому что мы не можем победить свои страсти и очистить от них душу без вкушения Тела и Крови Христовых. И побеждая их с Божественной помощью, подаваемой в Евхаристии, мы становимся более и более достойными этой Евхаристии. Те же, которые не причащаются часто, попадают в замкнутый круг: они не причащаются, потому что считают себя недостойными, и тем самым все больше и больше становятся недостойными, потому что все больше и больше одолеваются страстями. Без частого Причащения, мы не можем освободиться от страстей и вознестись к высоте бесстрастия. И если мы не причащаемся честного Тела и Крови нашего Господа часто, (если возможно, то и каждый день), не сможем освободиться от мысленных фараонов».2

_____________________________________________________________________________
1 Прот-тер Н. Афанасьев. «Трапеза Господня»
2 Пр. Никодим Святогорец. «О частом Причащении пречистых Таин Христовых»

Hosted by uCoz