|
|
Святитель Иоанн Златоуст строго порицал тех, кто присутствовал на Божественной литургии и не причащался: «Если бы кто, будучи позван на пир, изъявил на это согласие, явился и уже приступил бы к трапезе, но потом не стал бы участвовать в ней, то скажи мне — не оскорбил ли бы он этим звавшего его?». А такие подвижники благочестия, как Блаженный Иероним, Блаженный Августин, святитель Амвросий Медиоланский, настаивают не просто на частом, но на ежедневном причащении.
И в тексте Божественной литургии дается понять, что целью Евхаристии является участие в ней всех присутствующих. Так, например, в молитве верных после чтения Евангелия священник просит: «Даждь им (т. е. верующим), всегда со страхом и любовью служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Тайн». Херувимская песнь также готовит молящихся к Божественному Причащению: «Все мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Трисвятую песнь Животворящей Троице, отложим ныне всякую житейскую заботу, нам предстоит принять и причаститься Царя всех, шествующего под образом Честных Даров, окружаемого невидимо воинством небесных Ангелов».В молитве после совершения Таинства вновь слышим, как служащий говорит: «Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов». Более того, в молитве перед Божественным Причащением иерей вновь подчеркивает: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь и нами — всем людям». И что же может быть более ясным указанием и свидетельством, чем великий возглас священника: «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите»?4 И после Причастия слышим, как священник или диакон возглашает: «Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых... Тайн, достойно благодарим Господа». Характерно, что и в последующие века, несмотря на многие перемены в Восточной Церкви, сохранялся священный обычай непрерывного Божественного Причащения. Церковные писатели, такие как Николай Кавасила, Иов Исповедник, Гавриил Филадельфийский, Феодор Студит, Григорий Палама, подчеркивают, как необходимо и полезно частое причащение. Послушаем, что говорит Симеон Фессалоникийский, живший в век разорения Константинополя5: «Мы, архиереи и иереи, да будем всегда причастниками Страшных Тайн, священнодействуя со вниманием, сокрушением сердца и исповеданием; что касается и до прочих, и они часто да приемлют Приобщение с покаянием, сокрушением сердца и готовностью души; и никто из людей богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает Четыредесятницы. А у кого довольно силы и внимания, и такой пусть приступает к Причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении — наша жизнь и сила».6 Важным свидетельством того, что следует часто причащаться, являются монашеские уставы. Специальное исследование, сделанное ученым С. Сальвийе, показывает, что не только в древности, но и в средние века соблюдалась традиция частого причащения. Так, например, в IX веке преподобный Феодор Студит для того, чтобы причащаться постоянно, служил литургию ежедневно, даже находясь в заключении. Он установил по возможности ежедневное причащение и для монахов. Та же традиция сохранялась и в последующие века. В больших византийских монастырях Божественное Таинство совершалось ежедневно или по меньшей мере четыре раза в неделю и соответственно бывало причащение монахов. В уставах обычно подчеркивалось, что хорошо бы причащаться ежедневно, «но по человеческой немощи» допускалось — раз в неделю. «Эти два таинства Исповедь и Св. Причащение суть очищение омовение души и духа от скверны грехов. Поэтому откладывание этого омовения несомненно от лукавого, старающегося отвратить человека, под разными благовидными и неблаговидными предлогами, от очищения грехов и соединения, через причащение, со Христом. Мудрствование этих людей относительно вреда частого причащения подобны тому, как если бы кто-нибудь сказал: «я не могу мыться каждый день, я должен ходить в грязи, чтобы основательно подготовиться к мытью, мне будет не по себе, если я буду чувствовать себя каждый день чистым».7 _____________________________________________________________________________ 1 Св. Иустин Философ. Апология 1. Ст. 67 // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 339. 2 См.: Правила святых апостол с толкованиями. М., 1876. С. 13-14. 3 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование египетских подвижников. Собеседование 23: О желании добра... Гл. 21 // Писания. Изд. ТСЛ, 1993. С. 605. 4 Такой текст возгласа у греков. В славянском переводе отсутствует «...любовью». 5 Взятие Константинополя турками-османами произошло в 1453 г. 6 Свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. О божественной молитве. § 325. О частом приобщении... // Сочинения. Спб., 1856. С. 519. 7 Св. Иоанн Кронштадский «Моя жизнь во Христе». |