E-mail: prichastie777@yandex.ru
Как часто приступать к Святому Таинству?
_____________________________________________________________________________
Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Св. Иоанн Кронштадский «Моя жизнь во Христе».
Свидетельства святых отцов
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возникает несколько вопросов: должным ли образом распоряжаемся мы этим бесценным сокровищем? Как часто принимаем мы эту столь необходимую для наших душ Пищу?
Учением и делом Церкви с момента ее возникновения было частое Причащение Божественных Тайн. Во-первых, Сам Господь говорил о величайшей пользе этого Таинства: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54). И далее: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Из этих слов Спасителя следует, что Господь обращает внимание на постоянство Божественного Причащения, поскольку иначе не сказал бы ядущий и пиющий, но сказал бы вкусивший и испивший. Кроме того, Он подчеркивает участие в Таинстве всех верующих. Именно так понимали эту заповедь Спасителя и святые Апостолы. Как убеждает евангелист Лука в Деяниях апостольских, древние христиане постоянно пребывали в преломлении хлеба (Деян. 2, 42). Таким образом, они постоянно с усердием и надеждой совершали Божественную Евхаристию. Всегда, когда совершалось Таинство Божественной Евхаристии, присутствующие приобщались Святых Тайн. Проявлялась также забота и об отсутствующих болящих. К ним, как свидетельствует святой мученик Иустин, посылали диаконов, чтобы причастить их.1 И путешественники брали с собой в путь Святой Хлеб для причащения.

Этот обычай частого причащения древняя Церковь не только сохраняла, но и законодательно закрепила. Так, восьмое и девятое апостольские правила, которые подтвердил и VI Вселенский Собор, возвещают и утверждают этот важный обычай.2 И второе правило Антиохийского Собора, утвержденное также, VI Вселенским Собором, рекомендует постоянное Причащение Божественных Тайн.

И великие и богоносные отцы Церкви решительно побуждают христиан к постоянному Причащению из Чаши Жизни. Василий Великий, например, в 93-м послании пишет: «И ежедневное приобщение и претворение Святого Тела и Крови Христовых хороши и полезны по Его (Господа) ясным словам: «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». Ибо кто сомневается, что постоянное причащение Жизни есть не что иное, как Жизнь Вечная?»
Далее Василий Великий говорит, что христиане его епархии причащались в воскресенье, среду, пятницу, субботу и в другие дни — праздничные, дни поминовения святого, когда совершалась Божественная литургия. Он добавляет также, что христиане Египта хранили Святые Дары дома и причащались, когда хотели.
В ту же эпоху преподобный Иоанн Кассиан, который около десяти лет провел в странствовании по монастырям и скитам Египта и записал свои впечатления, отмечает следующее: «Никогда, думаю, наши старцы не запрещали Святое Причащение, но рассуждали, что, если возможно, можно приобщаться ежедневно».3
Святитель Иоанн Златоуст строго порицал тех, кто присутствовал на Божественной литургии и не причащался: «Если бы кто, будучи позван на пир, изъявил на это согласие, явился и уже приступил бы к трапезе, но потом не стал бы участвовать в ней, то скажи мне — не оскорбил ли бы он этим звавшего его?». А такие подвижники благочестия, как Блаженный Иероним, Блаженный Августин, святитель Амвросий Медиоланский, настаивают не просто на частом, но на ежедневном причащении.
И в тексте Божественной литургии дается понять, что целью Евхаристии является участие в ней всех присутствующих. Так, например, в молитве верных после чтения Евангелия священник просит: «Даждь им (т. е. верующим), всегда со страхом и любовью служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Тайн». Херувимская песнь также готовит молящихся к Божественному Причащению: «Все мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Трисвятую песнь Животворящей Троице, отложим ныне всякую житейскую заботу, нам предстоит принять и причаститься Царя всех, шествующего под образом Честных Даров, окружаемого невидимо воинством небесных Ангелов».В молитве после совершения Таинства вновь слышим, как служащий говорит: «Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов». Более того, в молитве перед Божественным Причащением иерей вновь подчеркивает: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь и нами — всем людям». И что же может быть более ясным указанием и свидетельством, чем великий возглас священника: «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите»?4 И после Причастия слышим, как священник или диакон возглашает: «Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых... Тайн, достойно благодарим Господа».
Характерно, что и в последующие века, несмотря на многие перемены в Восточной Церкви, сохранялся священный обычай непрерывного Божественного Причащения. Церковные писатели, такие как Николай Кавасила, Иов Исповедник, Гавриил Филадельфийский, Феодор Студит, Григорий Палама, подчеркивают, как необходимо и полезно частое причащение. Послушаем, что говорит Симеон Фессалоникийский, живший в век разорения Константинополя5: «Мы, архиереи и иереи, да будем всегда причастниками Страшных Тайн, священнодействуя со вниманием, сокрушением сердца и исповеданием; что касается и до прочих, и они часто да приемлют Приобщение с покаянием, сокрушением сердца и готовностью души; и никто из людей богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает Четыредесятницы. А у кого довольно силы и внимания, и такой пусть приступает к Причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении — наша жизнь и сила».6
Важным свидетельством того, что следует часто причащаться, являются монашеские уставы. Специальное исследование, сделанное ученым С. Сальвийе, показывает, что не только в древности, но и в средние века соблюдалась традиция частого причащения. Так, например, в IX веке преподобный Феодор Студит для того, чтобы причащаться постоянно, служил литургию ежедневно, даже находясь в заключении. Он установил по возможности ежедневное причащение и для монахов.
Та же традиция сохранялась и в последующие века. В больших византийских монастырях Божественное Таинство совершалось ежедневно или по меньшей мере четыре раза в неделю и соответственно бывало причащение монахов. В уставах обычно подчеркивалось, что хорошо бы причащаться ежедневно, «но по человеческой немощи» допускалось — раз в неделю.

«Эти два таинства Исповедь и Св. Причащение суть очищение омовение души и духа от скверны грехов.
Поэтому откладывание этого омовения несомненно от лукавого, старающегося отвратить человека, под разными благовидными и неблаговидными предлогами, от очищения грехов и соединения, через причащение, со Христом.
Мудрствование этих людей относительно вреда частого причащения подобны тому, как если бы кто-нибудь сказал: «я не могу мыться каждый день, я должен ходить в грязи, чтобы основательно подготовиться к мытью, мне будет не по себе, если я буду чувствовать себя каждый день чистым».7

_____________________________________________________________________________
1 Св. Иустин Философ. Апология 1. Ст. 67 // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 339.
2 См.: Правила святых апостол с толкованиями. М., 1876. С. 13-14.
3 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование египетских подвижников. Собеседование 23: О желании добра... Гл. 21 // Писания. Изд. ТСЛ, 1993. С. 605.
4 Такой текст возгласа у греков. В славянском переводе отсутствует «...любовью».
5 Взятие Константинополя турками-османами произошло в 1453 г.
6 Свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. О божественной молитве. § 325. О частом приобщении... // Сочинения. Спб., 1856. С. 519.
7 Св. Иоанн Кронштадский «Моя жизнь во Христе».

Hosted by uCoz