E-mail: prichastie777@yandex.ru
Каноны и Правила о Причастии
_____________________________________________________________________________
КАНОНЫ или КНИГА ПРАВИЛ
СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, СВЯТЫХ СОБОРОВ И СВЯТЫХ ОТЦОВ
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
_____________________________________________________________________________
ПРАВИЛО 8
Если епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится, да представит причину, и если есть благословна, да будет извинен. Если же не представит, да будет отлучен от общения церковного, как соделавшийся виною вреда народу и на совершавшего приношение наведший подозрение, словно он неправильно совершал.

ПРАВИЛО 9
Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
_____________________________________________________________________________
ПРАВИЛА АНТИОХИЙСКОГО СОБОРА
_____________________________________________________________________________
ПРАВИЛО 2
Все, входящие в церковь, и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное.

_____________________________________________________________________________
Правила Шестого Вселенского Собора (Трулльского)
_____________________________________________________________________________
ПРАВИЛО 80
Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру , или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресных дня в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения.
______________________________________________________________________________
«Эти правила являются выражением основного учения о Евхаристии, утверждающего, что на ней могут пребывать только участники, а не присутствующие.
В отношении причащения клир и верные поставлены составителем «Апостольских правил» в одно и то же положение. Возвращаясь к 9-му правилу, нужно отметить, что в нем, как и во 2-м правиле Антиохийского собора, речь идет о лицах, уходящих из храма по прочтении Писания и о не причащающихся. Тем не менее, это правило впоследствии стало опорной точкой для оправдания новой практики. Составитель «Апостольских правил», говоря об участии в молитве и в причащении, употребил глагол ттарацеш, что означает «пребывать» или «оставаться до конца». Он хотел им указать, что верные должны оставаться до конца Евхаристии, чтобы принять участие в молитве и причастии. Для филолога и комментатора правил не может быть сомнения относительно этого значения глагола ттарацеш с дательным падежом. Понадобилось все искусство известного комментатора правил Вальсамона (XII век), чтобы истолковать этот глагол в смысле «присутствовать» (и тем самым вносит в церковную жизнь «оправдывающий характер» беззакония связанного с нарушением каноничного уклада Церкви). Очень любопытно, что сам Вальсамон рассказывает о неудовольствии простого народа, что патриарх покидал литургию, не дожидаясь до конца. Следует отметим, что простой народ сохранял еще во время Вальсамона память о древней практике. Неудивительно, что после толкований Вальсамона церковная власть перестала защищать старую практику. В результате на литургии появилась вторая группа «верных», которая только присутствовала на Евхаристии, не подвергаясь за это отлучению. С течением времени эта группа стала численно преобладающей. Единство самого Евхаристического собрания было нарушено: на нем оказались как те, которые причащались, так и те, которые присутствовали при причащении других. Верные перестали причащаться все вместе, как это было с самого начала существования Церкви. В литургической жизни остались времена, когда количество отдельно причащающихся было более или менее значительно, но и появились времена, когда их вообще не было. «Трапеза Господня» перестала быть трапезой, совершаемой в Церкви и для Церкви.
Судьба 2-го Антиохийского правила и 8-го и 9-го Апостольских правил была необычайной. Трулльский собор в числе других канонических постановлений признал за Апостольскими и Антиохийским правилами общеобязательное значение. Это же подтвердил и VII Вселенский собор. Одновременно с этим Трулльский собор торжественно объявил все правила, которые он принял, неизменяемыми. Парадокс церковной жизни заключается в том, что догматизирование правил совпадает с началом их фактических изменений. Другой парадокс заключается в том, что церковное сознание приписывает характер неизменяемости главным образом постановлениям, относящимся к церковному устройству, т. е. таким, которые по своей сущности не могут на нее претендовать. Что касается постановлений, вытекающих из природы самой Церкви, а потому действительно не подлежащих изменению, то они постепенно теряют свое значение (вытесняемые беззаконной практикой). Так произошло и с указанными выше правилами. Они не были никем отменены, но постепенно устанавливается практика (нарушающая канонический уклад Церкви), которая как раз ими была осуждена».1

«Настоящее правило требует, чтобы во время совершения Святой Жертвы все пребывали до конца на молитве и Святом Приобщении, ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались.
Также достойно особого внимания то, что наша Святая Церковь считает обязательным и присутствие на божественном священнодействии всех верных. 28-е правило VI Вселенского Собора постановляет, что если христианин без крайней необходимости, по нерадению или халатности, отсутствовал, не имея уважительной причины, на Божественной Литургии в течение трех воскресений подряд, то он отлучается от Церкви».2

«Небрежение к Евхаристии людей, «утративших крепость и теплоту веры, и предавшихся делам и заботам мирским» , побудило Церковь принять решительные меры. 21 правило Ельвирского собора (305 г.), 11 правило Сердикского собора (343 г.), повторенное 80 правилом Трулльского собора (692 г.) извергает из клира и отлучает клириков и мирян, «не приходящих к Литургии в три воскресные дня в продолжении трех седмиц»3.

Святитель Игнатий Брянчанинов в своей малоизвестной работе «О необходимости собора по нынешнему состоянию Росийской Православной Церкви» писал: «главная причина нестроения Церкви заключается в том, что правила Святых Апостолов, соборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебного Православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви при оставлении одного наружного благоприличия в некоторой степени и форме...
Среди важнейших решений которые Собор должен принять, св. Игнатий называет следующие:
- Пересмотр всех постановлений, которыми в последние столетия руководствуется Русская Церковь, и отмена тех из них, которые противоречат евангельскому духу и нормам Православия.
- Восстановление древнейшего обычая Церкви: « Епархия да избирает для себя архиерея, а приход иерея, диакона и причетника, свидетельствуя о их благочестии».
- Введение прещений для духовенства, установленных апостолами: «Ввести отлучение и извержения, то есть лишение духовного сана и исключение из духовенства, которого няне так избегают под предлогом народного соблазна. Но извержение необходимо для очищения Церкви от недостойных служителей…»4.

______________________________________________________________________________
1 Прот. Николай Афанасьев, «Трапеза Господня».
2 Зонара. Правила святых Апостол с толкованиями. М., 1876. С. 13-14.
3 Св. Прокл. Слово о Предании божественной Литургии. Собрание древних литургий. Вып. 2. С. 237.
4 Св-ль Игнатий Брянчанинов «О необходимости собора по нынешнему состоянию Росийской Православной Церкви»

______________________________________________________________________________
Киево-Печерский монастырь
______________________________________________________________________________
Преподобный и Богоносный отец наш Феодосий Киево-Печерский, ввел в монастыре Киево-Печерском Студийский Устав, который стал основополагающим уставом не только Киево-Печерского монастыря, но основой всех монастырей на Святой Руси. Как Киев – мать городов Русских, так и Киево-Печерский монастырь стал примером и законополагающим образцом для всех монастырей Руси.
Этот устав предполагал, как это было естественно для христиан того времени, каждодневное причащение Святых Христовых Таин. Уклоняющиеся же от Святого Причащения, то-есть не участвующие в литургии, должны были дать ответ игумену. Если причина была уважительная, например болезнь, то монах не наказывался, но если уклонение от Святого Причащения было по нерадению, такому монаху налагалась эпитимия. Живущим по этому уставу, т.е. каждодневно причащаясь и прибывая в любви, Господь явил великое чудо спасения. Целый сонм преподобных, мощи которых остаются нетленными, как подтверждение и доказательство их святости. Нет на земле другого такого монастыря, где было бы столько преподобных – 122, собранных Господом в одном монастыре.

Hosted by uCoz