|
|
_____________________________________________________________________________
Пр. Никодим Святогорец «Таким образом, без частого Причащения мы не можем освободиться от страстей и взойти на высоту бесстрастия. Так и израильтяне: если бы они не захотели есть пасху в Египте, не смогли бы из него освободиться. Египет же означает жизнь страстную. И если мы не причащаемся непрестанно Честному Телу и Крови нашего Господа (если было бы возможно, то и каждый день), мы не в состоянии освободиться от мысленных фараонитов. Божественный Кирилл Александрийский именно так и говорит: «То, что израильтяне, будучи рабами и трудясь под началом египтян, совершили [то есть закололи агнца и съели пасху], это означает, что душа человека не может иначе прийти к свободе и избежать тирании диавола, кроме как Причащением Христу. Ибо Он Сам сказал: "Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 36.)» (Глафира на книгу Исход. Цит. выше место. Ср.: цит. изд. С. 265.). Однако никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся. Ведь многие часто изыскивают сами в себе разные добродетели, надеясь спастись благодаря им и без частого Причащения. Но это почти невозможно, ибо они не хотят подчиниться воле Божией, состоящей в том, чтобы причащаться часто, согласно чину Церкви, то есть за каждой совершаемой Литургией, когда они собираются в храм. К таким людям Бог говорит через пророка Иеремию: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2, 13). Иными словами, оставили источник добродетели и дарований Святого Духа и выкопали в самих себе водоемы, продырявленные снизу, которые не могут держать воды. Но тогда труды принимаются и добродетели приносят пользу, когда совершаются по воле Божией. Воля же Божия состоит в том, чтобы мы делали так, как нам повелевает наш Господь, Который нам говорит: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). Это не просто заповедь, но всех заповедей глава, ибо является совершительной силой и неотъемлемой составной частью остальных заповедей. Итак, возлюбленный мой, если ты хочешь зажечь в своем сердце божественное рачение и приобрести любовь ко Христу, а с нею приобрести и все остальные добродетели, часто приступай ко Святому Приобщению — и тогда насладишься тем, чего желаешь. Ведь невозможно кому-либо не возлюбить Христа и не быть возлюбленным от Христа, если он непрестанно причащается Его Святого Тела и Крови. Это происходит естественным образом. Что еще доброго хотел бы ты, христианин, получить и не получил бы от Святого Причащения? Хочешь праздновать каждый день? Хочешь праздновать Светлую Пасху, когда пожелаешь, и радоваться радостью неизреченной в этой прискорбной жизни? Непрестанно прибегай к Таинству и причащайся с должной подготовкой, и тогда ты насладишься тем, чего желаешь. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души — это Христос, Который приносится в жертву в Таинстве, как говорит Апостол, а вслед за ним и божественный Златоуст: «Четыредесятница один раз в год бывает, Пасха же — трижды в неделю, а иногда и четыре, точнее же — столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха — это не пост, но Приношение и Жертва, бываемая на каждом собрании. А то, что это истинно, услышь от Павла, говорящего: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью [к Таинству], ты совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а когда этой Жертвы причащаешься. Ведь оглашенный никогда не совершает Паcxy хотя и постится каждый год, потому что Приношения он не приобщается». То есть не причащается. И напротив: «Непостящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит [к Таинству], тогда и совершает Пасху — будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью» (Против иудеев. Слово 3. Ср.: Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898 (репринт: М, 1991). С. 673-675.). Слышите, братья мои, какие беды претерпевают те, которые не причащаются часто, но удаляют себя от Тайн? Слышите, что они и бесноватыми становятся, и видом своим в неразумных животных превращаются, как в древнее время преобразился в быка царь Навуходоносор? И справедливо они это претерпевают, ибо могут стать из людей богами по благодати благодаря непрестанному Божественному Причащению, и не хотят, но, удаляясь от Божественного Причащения, теряют и человеческий облик, который имеют, и превращаются в неразумных животных, и предаются во власть сатаны, как говорит Псалмопевец: «Се удаляющий себе от Тебе погибнут» (Пс. 72, 27)». Пр. Серафим Саровский «...заботясь о совершенной чистоте по душе и телу он усугубил ревность и усердие к Господу Богу и Святой Его Церкви, так что в продолжении пяти годов находился в повседневном служении Литургии, всякий день приобщаясь Святых Таин, укрепляясь святынею, напрягая все свои силы к дальнейшим подвигам... Приобщаться Святых Таин тела и крови Господней, - почитал он для себя столь вожделенным, необходимым и спасительным долгом, что не пропускал ни однго праздника и Воскресного дня, не сподобившись сея Святыни, да и других к тому же побуждал, чтобы не пропускали ни одного праздника, не очистив совести своей исповедию и не омыв грехов своих кровию Господа нашего Иисуса Христа» (Книга: “Саровские старцы” стр. 5,12). «Когда Св. Серафима Саровского спросили, как часто приступать к пренебесному Таинству, он ответил: Чем чаще, тем лучше. Не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Св. Христовых Таин… Кто приобщается, спасен будет; а кто не приобщается - не мню: «где Господин, там и слуга будет». (Ин. 12, 29). В другой раз преподобный изрек глубокую тайну, что приобщение одного спасительно бывает и для других: Благоговейно причащающийся Св. Таин, и не однажды в год, будет спасен, благополучен, и на самой земле долговечен. Верою - присовокупил он, - что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося. Пред Господом один творящий волю Его, паче тьмы беззаконных… Если бы мы океан наполнили нашими слезами, то и тогда не могли бы удовлетворить Господа за то, что он изливает на нас туне, питая нас Пречистою Своею Плотью и Кровью, которые нас омывают, очищают, оживотворяют и воскрешают. Итак, приступи без сомнения и не смущайся; только веруй, что это есть истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые даются во исцеление всех наших грехов» (Архиепископ Вениамин «Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский» стр.43-45 Москва 1996г.). «Как же нам не соединяться через Святое Причастие с Всеблагим Господом, который силен убелить души наши «яко снег». Как же нам не стремиться к Нему несмотря ни на скорби великие, ни на узы греховные, связавшие нас и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудясь расторгнуть узы их. О расторгающих узы сии «Ангел Божий сказал: «Сии суть, иже придоша от скорби великая, иже испраша ризы своя и убелиша ризы своя Кровию Агнца» (Откр. 7,9-17), - испраша страданиями и убелиша их в причащении Пречистых и Животворящих Таин Плоти и Крови Агнца Непорочна и Пречиста Христа, прежде всех век закланного Его собственною волею за спасение мира» («Всемирный светильник Серафим Саровский» стр. 129-130). «Так как лекарственные средства не помогали ему, то Николай Александрович Мотовилов поехал опять в Воронеж к архиепископу Антонию, который признал, что болезнь произошла по попущению Божию от врага, излившего на него свою месть за труд, послуживший к прославлению великого Угодника Божия, о. Серафима. В продолжение нескольких месяцев он излечился совершенно, будучи часто причащаем Христовых Таин Святителем Воронежским Антонием». (Сергий Нилус книга: «Великое в малом», стр.138). Пр. Парфений Киево – Печерский «Однажды в благоговейном чувстве пламенной любви Божией, он долго повторял в себе молитву: ”Иисусе, живи во мне, и мне даждь в Тебе жити, - и услышал тихий и сладкий голос: “Ядый Мою плоть и пия Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем.“ ...За год до кончины не мог он уже совершать литургию, но всегда присутствовал в алтаре при ее совершении и ежедневно причащался Cвятых Таин». (Книга:“Жизнеописание преподобного старца Парфения Киево-Печерского“ стр. 23, 30.) Св. Феофан Затворник «Как известно, многие из наших мирян, в особенности из простонародия, держатся такого странного предрассудка, что приступать к таинству св. Причащения не следует часто... Но читающие биографию святителя, который считал для себя большим утешением приобщаться каждый день, находясь в последние 11 лет в затворе, сами должны понять всю неосновательность такого предрассудка ... Так к одному лицу святитель пишет:”-...Если наша жизнь в Господе, и Он говорит, что в Нем тот кто вкушает Тела и Крови Его, то желающему жизни, как не часто причащаться? Вам кто мешает ухитриться почаще приступить к Таинствам? - Только пустое поверье. У нас стали слова: ”Со страхом Божьим и верою приступите” - пустой формой. Иерей Божий зовет, а никто не идет... и никто, притом, не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию... и на вечерю Божию». «...Предоброе дело сделали вы, - пишет преосвященный, - что причастились Святых Таин. Устрояйте сие и почаще... Жизни духовной источник, питатель и совершитель есть Христос Господь, по неизреченной милости Своей, благоволил вступить в общение тесное с достойно причащающимися Пречистого Тела Его. В эту пору и возговорить Он может душе: “спасение твое есмь Аз!” Слушайте!.. Но надобно приступать к Нему в чувстве погибающей и не имеющей, на чем опереться.” Преосвященный пишет:”-...К таинству причастия приступайте, ничто же сумняся. Если приступите с верою в Господа, присущего в Таинствах, с благоговением и готовностью все силы свои посвятить на служение Ему Единому, то нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоеваются на милость Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении духа. Потом само причащение, мало-помалу, и исправляет сии недостатки... Мужайтесь, враг не дремлет и все ходит около, как бы кого сбить с пути. Господь да оградит вас от сих искушений» (Книга: “Святитель Феофан Затворник советы православному христианину и комментарии” стр. 150-152). Пр. Лаврентий Черниговский «Больше молитесь, ходите в церковь, пока есть возможность, особенно на Литургию, на которой приносится Бескровная Жертва за грехи всего мира. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой, и вас Господь укрепит» (Книга: “Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание” стр. 120). «Кормчая книга» «...одному подвижнику злые духи засвидетельствовали о том, что они больше всего боятся того, что едят христиане, т.е. св. Причащения. “Если бы честно соблюдали христиане то, что они вкушают в причастии, то они были бы неприступны для наших козней” (Кормчая кн., гл. 68). Помни это, православный христианин, и возможно чаще приступай к божественной трапезе, сознавая свое недостоинство, и возложи упование на милосердие Божие. ”Бог тебе не враг, он Врач, хочет тебя исцелить, не погубить, - учит св. Дмитрий Ростовский. - Почему избегаешь Его божественной чаши? Ведь лучше тебе принять это духовное врачевство и исцелиться, нежели, уклонившись от врачевства, в большие болезни греховные впасть и погибнуть» (Тв. св. Дм. Ростовского, ч.2, изд. 1818 г., Слово на 5 нед. св. 40-цы). Видение Григория, ученика пр. Василия Нового, о мытарствах пр. Феодоры. «Люди, верующие в Святую Троицу, приобщающиеся как можно чаще Святых Таин Тела и Крови Христа Спасителя, имеют прямо выход на небо, без всяких препятствий, и святые ангелы являются защитниками и святые угодники божьи молятся о спасении душ таких, праведно поживших людей» (Книга: “Мытарства преподобной Феодоры” стр.1). Пр. Кукша Одесский Чудотворц «Преподобный ежедневно причащался святых Христовых Таин и указывал, что причастие - это Пасха...» (Книга: “Житие с акафистом пр. Кукши Одесского Чудотворца”, стр.28). Св. Николай Чудотворец «Чада, умоляю вас, поразмыслите в себе и исправьтесь сердцами вашими и мыслями для благоугождения Господу. Ибо, хотя бы мы и утаились от многих людей и сами считали себя праведными, но от Бога утаиться ничто не может. Посему потщитесь со всяким усердием сохранять святость души и чистоту тела. Ибо так говорит Божественный апостол Павел: “вы храм Божий есть, аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог”. (1 Посл. къ Коринф. гл.3 ст.16-17)» (Книга: “ЖИТIЕ СВЯТЫХЪ” месяц декабрь, день шестой, житие святителя и чудотворца Николая архиепископа Мирликийского, стр.196). |