E-mail: prichastie777@yandex.ru
Запреты и ересь
_____________________________________________________________________________
Прот-тер Николай Афанасьев
Прот. Александр Шмеман
Св. Иоанн Кронштадскиц
Св. Серафим Саровский
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
«В IV веке церковная власть в лице соборов пыталась преодолеть отсутствие ревности у христиан в связи с их участием в Евхаристии, а в XII или XIII веке она не только отказалась от этого, но узаконила то, что решительно осуждалось. Более того, школьное богословие, как мы видели, пытается богословски обосновать не соответствующую церковным правилам практику. В чем здесь дело? Лежит ли вина только на самих членах Церкви, которые потеряли необходимую ревность? Если бы это было так, то ни к чему было богословски оправдывать практику, которая осуждалась в свое время. Ответ лежит в самой постановке вопроса. Мы говорим о частом или редком причащении, тогда как раньше вопрос ставился об участии или неучастии в Евхаристии. К этому участию мы призваны, и мы не можем участие в Евхаристическом собрании заменить присутствием на нем. Несомненно, что в IV веке наступает некоторое охлаждение в стремлении принять участие в Евхаристическом собрании. Огромные массы населения Римской империи, хлынувшие в Церковь, стали только по имени христианами. Ожидать особой ревности от них не приходилось. Они внесли в Церковь свое языческое сознание, от которого они и не отказывались. Все это хорошо известно, и все это верно, но помимо этого сама литургическая практика способствовала охлаждению ревности христиан к участию в Евхаристическом собрании.
Вальсамон выразил общее сознание своей эпохи, когда утверждал, как мы видели, что невозможно принуждать верующих причащаться всякий раз, когда они приходят на литургию. Понадобилось все искусство известного комментатора 9-го Апостольского правила и 2-го правила Антиохийского собора Вальсамона (XII век), чтобы истолковать глагол «пребывать» или «оставаться до конца» в смысле «присутствовать» (и тем самым вносит в церковную жизнь «оправдывающий характер» беззакония связанного с нарушением канонического уклада Церкви). Неудивительно, что после толкований Вальсамона церковная власть перестала защищать старую практику. В результате на литургии появилась вторая группа «верных», которая только присутствовала на Евхаристии, не подвергаясь за это отлучению.
Затем алтарь отделяется от верующих иконостасом, который скрывает от них совершении Евхаристии. Евхаристия становится великой мистерией но не в новозаветном смысле, а почти что в эллинистическом. «Я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был взял хлеб и возблагодарив, преломил и сказал...» (1 Кор. 11:2З-24), но все это оказалось закрытым от верных. Великая тайна совершается в алтаре, но верные в совершении ее не имеют участия. На их долю осталось только причастие. Для мирян оно отделилось в отдельный сакраментальный акт. Как таковой, он не связан с делом Церкви или служением народа. Евхаристия совершается теми, кто получил возможность через посвящение ее совершать. При таком понимании причащения как индивидуального сакраментального акта естественно возникает вопрос, как часто можно его повторять, т. к. он обусловлен личным состоянием того, кто его принимает. Это, в свою очередь, ставит вопрос о подготовленности или неподготовленности, о достоинстве или недостоинстве приступающего ко Св. Дарам. Как дело Церкви, объединяющее всех, и совершающееся народом, собранным со своим предстоятелем, Евхаристия исключает постановку такого вопроса. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он приидет» (1 Кор. 11.26).
Самым грозным обвинением в расцерковлении нашей церковной жизни является совершение «Трапезы Господней» в пустом храме без ее участников. Мы не знаем, как сложится история: найдет ли веру Господь, когда придет? Местная церковь может сократиться до трех или двух ее членов, но она останется Церковью Божьей во всей ее полноте. Ее Евхаристическое собрание будет «Трапезой Господней», на которой будет собран весь народ Божий. Эти двое или трое будут «свидетелями Христовыми» на земле. Если это произойдет, то в этом будет трагизм человеческой истории. Когда ни будь мы поймем, что наш величайший грех заключается в том, что Евхаристическое собрание происходит действительно в пустом храме, когда верные на возглас «приступите» отвечают безмолвием. В этом безмолвии есть нечто мистически страшное. «Се, стою у дверей и стучу Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, пойду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3:20). Но мы отказываемся от Его трапезы и остаемся безмолвными на Его призыв. В этом безмолвии есть некий суд над нами. Допустим, что человечески можно оправдать это безмолвие но оно остается безмолвием. Мы должны понять и пережить этот трагизм. Понять, что за ним лежит предельная индивидуализация, и пережить эту индивидуализацию, как наш личный грех перед Христом. Мы должны понять, что в Церкви нет священнодействий, которые совершаются сами по себе или над отдельными членами вне остальных членов, но что всегда и везде священнодействует Церковь как собрание народа Божьего. Спасение соделывается через благодать, которая есть дар Божий, и оно соделывается в Церкви, а не индивидуально, а если в Церкви, то через участие в Евхаристии «во оставление грехов».
Единение со Христом совершается на Его Трапезе. Оно есть единение со всем Его Телом. Индивидуализируя Евхаристию, мы разделяем Его Тело, т. к. мы забываем об остальных его членах. В этом смысл несколько загадочных слов апостола Павла: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не различая тела» (1 Кор. 11:29). недостоинство состоит в том, что «каждый поспешает прежде есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (ст.21). Отделяя себя от других, он осуждает себя, т. к. отделяет себя от Тела. Единение со Христом есть единение со всеми верными, а единение со всеми верными есть единение с Ним. Нарушая одно, мы нарушаем и другое.
Современная литургическая практика пришла в полное несоответствие каноническим постановлениям Церкви, которые остаются обязательными для всех членов Церкви, и которые никто и никогда не отменял. Нужно уяснить истинный Церковный, а значит Евхаристический путь спасения, путь установленный Господом на Тайной вечере, и не следовать ложным человеческим путем. Мы не должны ради человеческих отличий нарушать порядок, установленный церковными правилами. Если Евхаристический порядок установленный Господом на Тайной вечере, продолженный апостолами и св. отцами церкви, покажется кому-либо неблагочестивым, то я могу вновь сказать, что так было в апостольское время. Если этот порядок неблагочестив, то не неблагочестива ли сама Евхаристия, из природы которой этот порядок вытекает? Дело не только в том, чтобы отдельные члены Церкви чаще причащались, а в том, чтобы вернулось основное осознание Евхаристии как «Трапезы Господней», на которой все вместе причащаются всякий раз, когда она совершается. “Старайтесь чаще собираться вместе для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны”1»2.
_____________________________________________________________________________
«Там, где церковная жизнь не основана прежде всего на Христе – а значит на постоянном живом общении с Ним в Таинстве Его Присутствия, там неизбежно рано или поздно на первый план выступает какое-нибудь иное средоточение приходской деятельности: имущество, отношение к религии, как к «национальному культурному наследию», материальный успех... Там уже не Христос, а что-то мирское или даже греховное будет не только преобладать, но так же и разлагать церковную жизнь. Вот почему вопрос о Таинствах имеет такое важное значение.
Причастие Тела и Крови Христа для ранней Церкви было самоочевидным исполнением Крещения и Миропомазания, и никаких других условий для причащения не существовало. И сколько бы такое восприятие причастия не затемнялось и не усложнялось в дальнейшей истории Церкви, очевидно, что оно никогда не было отменено и составляет первичную и вечную норму Предания Церкви. Почему мы так далеко отошли от этой нормы частого причащения, что само напоминание о более частом (не говоря уже о регулярном) причащении кажется многим, чаще всего духовенству, каким-то неслыханным новшеством, ниспровергающим, по их мнению, основания Церкви? Как стало возможным, что в течении столетий, девять из десяти литургий служатся без причастников? Почему этот невероятный факт не вызывает ни удивления, ни содрогания, тогда как желание чаще причащаться, напротив, вызывает испуг, противодействие и сопротивление? Как чужеродное, еретическое учение об однократном в течении года или очень редком причащении могло возникнуть в недрах Церкви и стать нормой, тогда как по апостольским Правилам христианин не причащающийся несколько недель, отлучался от Церкви, как сам себя отсекший от единства Тела Христова являемого в Литургии»3.

«Мы согласиться с еретическими учениями (католиков, протестантов, реформаторов) не можем без вреда своему душевному спасению… Разве можно соединить несоединимое, - ложь с истиной?»4.

«Что сделали люди с верою истинною, которую Христос принес с неба, со всем учением Его, с таинствами богоучрежденными? Они исказили их до неузнаваемости, а некоторые отвергли их, а на место Его учения поставили свое измышление, как книжники и фарисеи»5.

«Убедившись в невозможности разрушить Церковь путем прямого насилия, богоборцы делают ставку на ее разложение изнутри путем незаметной «прививки» к апостольскому, святоотеческому вероучению Православия еретических воззрений и мудрований. Жутко глядеть, с каким упорством и остервенением пытаются лишить Церковь ее главной спасительной силы – Божественной Истины (Святых Таинств Тела и Крови Иисуса Христа), содержащейся в церковных недрах во всей своей полноте и определенности»6.

«Пробравшись на священную кафедру, враг может произвести в стаде большее опустошение, чем воинствуя в союзе воинствующих безбожников или через декреты безбожного правительства»7.

«Мы в настоящее время, по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общению человека с Богом, до того дошли, что можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни. …Произошло это оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того разумели…
Мне убогому Серафиму Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божьей и другие духовные лица отступят от чистоты Православия и за это господь тяжко их накажет. Я убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим и языком чтут Меня, а сердца их далеко отстоят от Меня»
«Будет время, - говорил пр. Серафим Саровский, - когда под предлогом церковного и христианского прогресса. В угоду требованиям мира сего будут изменять и извращать догматы (учения) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам – святым Апостолам о создании Церкви Христовой и ее правил…
Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее; т.е., что она пребудет неизменно до конца - до второго пришествия. Всякое желание внести якобы усовершенствования в правила и учение Святой Церкви есть ересь, желании создать свою особую церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святого и есть хула на Духа Святого, которая не простится во век»8.

«Ты, духовный отец их, не возбраняй приобщаться сказываю тебе: потому что благодать, даруемая нам приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы не грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании все греховности своей приступал к Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться, батюшка, благодатью Христовою, все белее и более светлеть, совсем просветлеет и спасется. Вот, батюшка, ты им духовный отец, и все это я тебе говорю, чтоб ты знал. Батюшка назидал меня, приказывая быть всегда, сколь возможно снисходительнее на исповеди. Помни, ты только свидетель, батюшка, судит же Бог! А чего, чего, каких только страшных грехов, аще изрещи невозможно, прощал нам все щедрый Господь и Спаситель наш! Где же нам, человекам судить человека! Мы лишь свидетели, свидетели, батюшка, всегда это помни: одни лишь свидетели, батюшка!»9.

«... но по рукоположении народы ожидают от тебя пищи нетленной. Ежели они в сем ожидании будут томится гладом, и ты одного себя будешь питать, а между тем придет Господь наш Иисус Христос, и мы предстанем пред лицо Его, то скажи, чем ты оправдаешься, когда Он увидит овец Своих алчущими?» Св. Василий Великий говорит: «Не предастся ли посмеянию великое оное таинство, когда епископы ходят без народа и клира и вовсе ничего не делая для распространения оного благовестия мира и спасения?» (Письмо 223)
«Те же священники, которые не причащают христиан, с благоговением и верой приступающих к Божественному Причащению, судятся от Бога как человекоубийцы»10.

«И если Он – Богочеловек - всем нам настоятельно говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6.53-54) и ежедневно на литургии взывает к нам: «Примите, ядите… пийте отъ нея вси…» (Мф. 26, 26-27), то какой же нужно обладать сатанинской гордыней, чтобы дерзко отвергать это, сказанное Самим Богом?! И если Он – Господь сказал: «Плоть моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; Ядущий меня жить будет мною» (Иоан. 6, 55-57). Следовательно, отстранение от этой Трапезы Господней равносильно лишению истинной пищи и истинного пития, и обречению на духовный голод, на духовную жажду - на смерть»11.

«Церковному народу принадлежит право и даже обязанность поверять веру епископа, принадлежит право догматического неповиновения и протеста, - конечно, опять-таки из кафолической полноты, т. е. опираясь на Придания Церкви... Может случиться, что кафолическое Придание Церкви прозвучит в одиноком протесте, а эмпирическое множество соблазнится ново вводными учениями... Основной и исчерпывающей предпосылкой христианской веры должно быть смирение перед Богом и приятие Его воли, зная, что слово Божие истинно, действенно и всесильно» 12.

______________________________________________________________________________
1 Послание к Ефесянам, ХШ, 1. Русский перевод, с. 59
2 Прот-тер Н. Афанасьев «Трапеза Господня»
3 Прот. А. Шмеман «Святая Святым»
4 Св. Иоанн Кронштадский. Выписки из дневника за 1907-1908 годы
5 Св. Иоанн Кронштадтский «Живой Колос с духовной нивы» стр. 24
6 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн «Битва за Россию»
7 Русская Православная Церковь Издательство Московской Патриархии «О пастырстве и лже-пастырстве». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
8 Св. Серафим Саровский «О судьбах России»
9 Архиеп. Вениамин «Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский» стр. 43
10 Св. Никодим Святогорец. «О частом Причащении пречистых Таин Христовых»
11 Прот. Михаил Труханов «Дивны дела Твои, Господи»
12 Иер. Георгий Флоровский «Литургия Божественной Евхаристии»

Hosted by uCoz