|
|
_____________________________________________________________________________
Литургия с запрещением причащаться еще худшая насмешка над верующими людьми. Кроме того, священник, отказывающийся причащать без причины людей, оказывается духовным лжецом. Во время литургии он произносит слова Христа: «Приимите, ядите... пиите от нея вси...» и тут же говорит людям, пришедшим на зов Спасителя: «не принимайте и не ядите Тела Господа, не пейте Его Крови». Выходя с Чашей к народу, он говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», а на самом деле учит другому: «Не приходите и не приступайте». Значит, такой священник не только лжец, но и противник словам Христа. Священник, не причащающий людей, убийца, так как он не допускает к Чаше жизни и источнику бессмертия и обрекает на духовное умирание: человек без защиты причастия легче склоняется на грех, а грех — это смерть души. Человек причащается, согласно церковной молитве, «во исцеление души и тела». Его грехи сгорают от огня причастия, его тело получает исцеление от многих гнездящихся в нем болезней. А если по Промыслу Божиему человек должен духовно страдать, то в причастии он получает силы мужественно переносить болезнь и благодарить Бог за всё. Св. Иоанн Кронштадтский пишет, что о духовности и вере священника можно судить по тому, с какой охотой и поспешностью он идет причащать больных. Отстраняя людей от причастия, священник показывает свою бездуховность и, страшно сказать, безверие. К сожалению, важнейшая сторона церковной жизни — причащение, как будто выбилась из-под контроля и стала предметом различных противоположных мнений, где каждый священник поступает и решает по-своему, совершенно не сообразуясь с правилами Церкви, на основании собственных представлений. Все это вносит не только хаос в литургическую практику, но ошибки в этой области представляют опасность для вечного спасения. Произвол некоторых духовников доходит до того, что свои неточные богословские мнения (по нашему мнению, богословские неправильности, но назовем их дискуссионными вопросами) навязывают своим духовным чадам, считая, что догматика также входит в раздел личного послушания, и требуют от духовных чад обязательной веры в свои оригинальные мнения и даже имеют дерзость объявлять, что не допустят до исповеди тех, кто не разделяет их воззрений. Здесь мы имеем дело с гордостью, вышедшей из даже внешних нравственных норм и превращающейся в беснование. Выходит, что Церковь запуталась в своих правилах: служить литургию можно, а причащаться нельзя... День Господень, а к Господу не подходи. Эти священники думают, что если прихожане не поедят мяса, то нарушат устав. «На Пасху надо радоваться, а не поститься», — говорят они, как будто радость живота выше радости духа. Но дело в том, что на Пасхальную седмицу облегчается пост для причастников, сокращается число вычитываемых молитв, но Таинство причащения не отменяется, поэтому пост на эти дни может быть ограничен только постом на мясо, что и благословил первоиерарх Грузинской Церкви. Этому предрассудку — о запрещении причащаться в сплошные седмицы — способствовали следующие, неправильно понятые факторы. Нам кажется, что первой и главной причиной является страх демонических сил перед причастием и их желание всеми силами отстранить христиан от животворящей Чаши, лишить их самого главного оружия против сатанинских сил и под видом ложного благоговения внушить некоторым священникам, что частое причастие влечет за собой потерю должного уважения к Таинству и делает причастие привычным, каким-то механическим действием. Однако на самом деле такие предположения не имеют под собой действительных оснований. Наоборот, те, кто причащается часто, обычно отличаются более высокой нравственностью, чем те, кто причащается от случая к случаю. Все святые единогласно призывали христиан причащаться как можно более часто. Мы не найдем буквально ни одного святоотеческого наставления, где порицалось бы частое причащение. Но у многих Отцов, как например у Иоанна Златоуста, уклонение от Св. Чаши названо дьявольским делом. Если сравнить православную Церковь с западными конфессиями, то увидим, что в католичестве особенно сильно выступает элемент искусства, доходящий до театрализации; в лютеранстве и англиканстве — ведущих конфессиях протестантизма— элемент научных изысканий и рационализма. А в православии особенно ярко выражены сакральная мистика и литургическая глубина. Поэтому модернистские силы в православии стремятся превратить Церковь из литургического организма в собрание для молитв и собеседования, а монашество из созерцательного образа жизни сделать подобием католических орденов, подчиненных прагматическим задачам. Надо сказать, что вопрос о допустимости частого причащения возник в греческой Церкви в XIX столетии. Об этом подробно описывается в книге известного церковного историка Лебедева «История греческой церкви после падения Константинополя». В спор были вовлечены крупные богословские силы, но у противников частого причащения не было аргументов, кроме абстрактных рассуждений и фактов, на которые можно было бы опереться. Поэтому в полемике полную победу одержали сторонники частого причащения. Эту полемику резюмировал константинопольский патриарх Григорий, который написал, что идеальный вариант — это ежедневное причащение, но «нам нужно время для приготовления к причастию и исполнению епитимий»»1. _____________________________________________________________________________ 1 Арх-т Феофан Флоровский, книга «ВЕКТОРЫ ДУХОВНОСТИ» |