|
Проповедь о Евхаристии и Причащении
__________________________________________________________________________________________________
Архимандрит Таврион
__________________________________________________________________________________________________
Как бы ни были мы здоровы и счастливы, что ожидает нас? Старость и смерть, а Господь дает бессмертие. Причащение есть лекарство бессмертия. В Причащении дается нам все, Причащение нас немощных делает мучениками, если мы предаемся в волю Божию. Тогда пусть нас рак съедает, но мы мученики; это не рак, это язвы, принятые за Христа.
Разве грехи ваши препятствуют войти в Царство Небесное? Ваша беспечность! Вы не хотите блаженства, не хотите святости, не хотите почувствовать, как вас любит Господь. Что Он считаться пришел с вами или епитимий за грехи давать? Нет! Он пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). И теперь Господь у Отца Небесного просит за мир. Мир недостоин помилования и часто находится в худшем положении, чем перед всемирным потопом. А Сын Божий говорит: «Отец, Ты послал Меня в мир. Я за мир умер, Я на Себя взял их грехи. Я как благоговейный Сын выполнил Твое послушание. Ради Моей пролитой Крови, Ты спасай мир». И вот, это Таинство кропления Крови Христа Спасителя пред Отцем совершается всякий раз, когда мы говорим: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Так вот, скажите, погибнете ли вы?
(5.06.73)
Других средств нет здесь на земле, которыми бы человек освобождался от страстей, получал бы благодатные силы на борьбу с грехом и был бы уверенным в воскресении. Только Причащение! Сын Божий ясно сказал: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). К этому благодатному общению мы и призваны. В этом величайшие утешение и опора наши.
Такое великое Таинство, как Причащение, не должно быть без слез. Однажды к преподобному Симеону Новому Богослову, известному аскету и подвижнику, собрались ученики. Он рассуждал о Таинстве Тела и Крови Христовых. Все слышавшие его беседу умилялись. Один из учеников приступил и говорит: «Отче, а в какое время и в какие сроки приходить к Чаше Христовой?» Он отвечает: «Детки, как литургия совершается, так и приступайте». — «Хоть каждый день?» — «Да, как литургия служится, когда положено, так и причащайтесь, но без слез никто из вас не приступай к Чаше Христовой».
Где же взять эти слезы? Если ты, человек, помыслишь в себе, как ты недостоин и слаб, а в какое великое достоинство призываешься, и что этим Таинством тебе дается, то, безусловно, ты заплачешь. Осознание своего недостоинства и величия Таинства пробудит в тебе желание и готовность приступить к Чаше Христовой. Именно вот это и есть «правило». Апостол Павел напоминает: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор. 11,28).
И Божественная литургия построена так, что если ты внимательно отнесешься к каждому слову службы, то придешь в состояние слезного благоговения. Литургия начинается словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Смотри, вступил ты в Царство Божественной Троицы! Теперь появляется Евангелие, идет Сам Христос, и, принимая Его, мы поем: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуиа». Не стоящие и слушающие, а поющие, значит, мы должны петь. Дальше слышим евангельские слова. И Господь как Сердцеведец знает, что нам потребно. Это не просто пришел черед прочитать их, нет! Дух Святой знает, что нужно для нас. Наступает момент Херувимской песни. Вот Херувимы, торопитесь, вливайтесь в хор Херувимов, будем встречать Господа. Дальше слышим слова: «Горе имеем сердца». И после того уже совершается великое Таинство. Над хлебом произносятся слова Спасителя, и хлеб прелагается в Тело Христово, а вино в Кровь Христову, Которая пролита за жизнь всего мира. А потом приходит время, и священник говорит: «Святая святым». Так после этого, скажите, разве можно не заплакать? Мы восходим на Небо, а Небо опускается к нам, особое обилие Благодати Божией дается нам. Поэтому справедливо этот старец Симеон сказал: «Без слез не приходите!».
Это научает нас тому, с каким вниманием мы должны относиться к литургии. И мы очень ответственны, если присутствуем за Божественной ли¬тургией, но не делаемся причастниками Чаши Христовой. Получается, у нас есть какие-то другие средства, которыми мы можем приобрести спасение и чувствовать себя детьми Божиими. Нет других средств, учтите! Поэтому та Церковь, которая живет Чашей Христовой, есть ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. Та жизнь, которая напитана Чашей Христовой, есть ХРИСТИАНСКАЯ жизнь. И каждый из нас человек как ХРИСТИАНИН тогда только живой и действенный сосуд Благодати Божией, когда он приходит к Чаше Христовой. Аминь.
(19.06.73)
Чашей Христовой человек встречается с Богом. Сам Господь приходит к тебе. Поэтому в нашей обители мы все ваши нужды восполняем Чашей Христовой. Мы не занимаемся другим, ни молебном пением и т.п. Почему? Потому что мы перед Чашей Христовой: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим...» Ты, Господи, Великий Архиерей, молишься, а мы в молчании и благоговении только стоим пред Тобою. А если мы начнем акафисты читать, панихиды служить, то мы не доверяем этим величайшим мироспасительным моментам, да и хватит ли у нас сил? Надо все учитывать, надо приобретать то, что является основанием нашей вечности. Все прочие исследования церковные: всенощные, панихиды, акафисты имеют силу только от Чаши Христовой. Какие бы правила ни исполняли, что бы ни читали, как бы ни усердствовали — все это имеет силу Чашей Христовой.
Мы слышим слова: Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета. (Мф. 26, 27-28). Что такое Новый Завет? Это новый договор заключает с нами Господь. «Вы жуткие, страшные, греховные. Я с вас ваши грехи смываю Кровию Своею». Чистенькие, обмытые не какой-нибудь водой, а Кровью Единородного Сына Божия. А потом говорит: «В том, что Я верен вам в этой ва¬шей святости, Я подписываюсь Кровью Своею и причащаю вас. И в этой Крови даю вам полноту, очищение ваших грехов и бессмертие». Вот что значит Причащение, и почему мы должны к нему стремиться. Каждый приходящий в обитель должен это ясно представлять и каждый денек, если позволяет ему физическая возможность и физическое состояние тела, может прийти к Чаше Христовой.
(3.07.73)
Нашим литургийным служением, нашим усердием о Причащении сохраняется бытие всего мира. Вы знаете, что будут страшные, жуткие времена, о которых Евангелие говорит: Будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет... но ради избранных сократятся те дни. (Мф. 24, 21-22). Каких это избранных? ПРИЧАСТНИКОВ! Поэтому хотите избавить мир от скорбей грядущих, хотите теперь от своих скорбей, страстей избавиться, причащайтесь.
В молитве Господней, составляющей суть всех наших христианских молитв, мы просим: Хлеб наш насущный даждъ нам днесь (Мф. 6, 11). А хлеб насущный — это тот Хлеб, Который сшел с Небес, Христос Спаситель, Его Божественные Тело и Кровь. Мы этого Хлеба и просим, и содержание литургии в том, чтобы получить этот Божественный Хлеб во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.
(13.07.73)
В стихире 3 гласа мы поем: «Просветишася всяческая воскресением Твоим, Господи». Значит, нет такого места и нет такого времени, которые не были бы просвещены Воскресением. «И рай паки отверзся». Чтобы почувствовать радость отверстого рая, священник совершает исповедь. Это ключи рая, Царства Небесного. Открывается вам рай Божий. И для того, чтобы почувствовать сладость этого рая, Господь говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 56).
(14.07.73)
После Причащения не следует заниматься ничем другим, а тем, о чем Спаситель сказал: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 6). Очень непохвально делают те, которые после Причащения начинают служить молебны, панихиды. Господь к тебе пришел, почему же ты с Ним не беседуешь? Почему не чувствуешь этой близости, не веришь тому, что получил? Надо уединиться, войти в самого себя, если есть кельица, то в кельице, если нет, то смотри, какой у нас прекрасный лес, пойди в любой уголок, любой дорожкой и побеседуй с Господом. Это самые драгоценные моменты, потому что Господь пришел к нам. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Веруйте в могущество этого Таинства и на этой вере стройте свою жизнь.
(10.07.73)
Когда Господь умирал, то у Креста стояли Пречистая Его Матерь и любимый ученик. И Спаситель, обращаясь к Матери Своей, указывая взором на ученика, сказал: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26-27). Этим моментом Господь всех нас поручил Ее материнскому заступлению и покровительству. Мы становимся детьми Божией Матери и потому, что приходим к Чаше Христовой. В Причащении мы сподобляемся того Божественного Тела и той Божественной Крови, Которые девять месяцев носила во чреве Своем Пречистая Богородица. Так разве тогда мы не дети, когда мы плоть от плоти и кость от костей Пресвятой Богородицы? Причащаясь, мы делаемся родными Божией Матери.
Мы слышим, как над Чашей священник произносит слова Христа Спасителя: Пийте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета (Мф. 26, 27-28). Это значит, что Господь заключает с нами Новый Завет Любви. Минувшее все стало недейственным, потому что мы нарушили верность. Так вот, Я (Господь) заключаю этот Завет верности Моей, любви Моей к вам и подписываю Его Кровью Своею. А для того, чтобы вы не остались в долгу, чтобы не смущала вас прежняя греховная жизнь, Я напитаю вас Кровью Своею. Вот что значит Причащение!
Некоторые смущаются: «А может быть, я грешу, причащаясь часто?» А завтрашний день ты будешь жив? Ты живи так, как последний день живешь! И не о том рассуждай, в какое время приходить к Чаше, а о том, КАК приходить. Можно и четыре раза в год прийти, а таким же холодным, безверным, самовольным, дерзким остаться. Должно приходить, когда ты себя приготовил. А приготовить как? — взять свой крест и идти за Христом, сораспинаться Ему.
(17. 10. 74)
Чем вы оправдаетесь? Чем грехи свои смоете жуткие и страшные? Только Чашей Христовой! Иоанн Богослов в Откровении пишет так: Он видит великое множество людей, облаченных в белые одежды и с пальмовыми ветвями в руках, поклоняющихся Богу. И. Богослов спрашивает спутника своего: «А кто же они такие?» — Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. И поэтому будут царствовать (Откр. 7,9-17). Вот видите — они пришли от великой скорби. А какой грешник не в великих скорбях и страданиях пребывает? Они измыли одежды свои в Крови Агнчей, т. е. в Причащении. Так и мы!
(04.76)
Посмотрите, в каком состоянии мир находится? Кто же хранит его, что люди не взорвали еще друг друга? Чаша Христова! Так и апостол Павел говорит: Дондеже приидет (1 Кор. 11, 26). Дал Господь Чашу и сказал: До тех пор, пока Я не приду. Вот Она сохраняет мир для того, чтобы люди жили и выполняли поручение Божие: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт. 1,28). В мир надо вливать божественные силы благочестия и сохранять мир. Если бы Чаши не было, то человечество загнило бы в своих страшных, гнусных мерзостях, разврате и т. п. Так вот, верующие! Через вас в организм человечества вливается оживотворяющая, очищающая сила Божия, через ваше усердие к Чаше сохраняется его бытие.
(04. 76)
Господь знает все наше недостоинство, но допускает нас к Божественной Чаше. Для чего? Для того, чтобы ты понял, что Господь не отвергает тебя, ждет тебя и освящает Своею благодатью. На себя в этом не полагайся! Полагайся на усмотрение и водительство Божие. Сам по себе не рассуждай! Глупые, невежественные твои рассуждения. Верность же только в Слове Божием! А Оно говорит: Приимите, ядите; пейте от нее все (Мф. 26, 27-28). Некоторые спрашивают: «А как нам причащаться, мы скоромное кушаем?» Я отвечаю вам словами Церкви Божией. Призывая причастников, Она говорит: «Верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечной будем». (Великий вход на Литургии Преждеосвященных Даров.) Вот и спросите: есть ли у вас вера и любовь?..
И в какие же еще дни более желательно причаститься, как не в дни Святой Пасхи? Потому что прощение наших грехов «из гроба воссияло» (из Огласительного слова Иоанна Златоуста). Священник всегда после Причащения произносит слова: «О Пасха велия и священнейшая, Христе!» Так точно и вам положено после Причащения чувствовать Пасху Христову.
(Свет. неделя 76 г.)
Конечно, не механический подход к Чаше Христовой дает нам благодать, а сердечное исповедание нашей веры, сердечное раскаяние и готовность по новому, по святому жить. Но как неразумно рассуждают те, кто говорит, что в год положено не больше четырех раз причащаться. И это часто приходится слышать из начальнических уст, из священнических уст. Да, да, да, а что говорил Феофан Затворник, читали? И что говорил Иоанн Кронштадтский, когда тысячи причащались, храм ломился от причастников. Призывая к Чаше Христовой, он предвидел время, которое нас ждет.
(Радонща 76г.)
|
|