E-mail: prichastie777@yandex.ru
Проповедь о Евхаристии и Причащении
__________________________________________________________________________________________________
Архимандрит Таврион
__________________________________________________________________________________________________
Как бы ни были мы здоровы и счастливы, что ожидает нас? Старость и смерть, а Господь дает бессмертие. Причащение есть лекарство бессмертия. В Причащении дается нам все, Причащение нас немощных делает мучениками, если мы предаемся в волю Божию. Тогда пусть нас рак съедает, но мы мученики; это не рак, это язвы, принятые за Христа.
Разве грехи ваши препятствуют войти в Царство Небесное? Ваша беспечность! Вы не хотите блаженства, не хотите святости, не хотите почувствовать, как вас любит Господь. Что Он считаться пришел с вами или епитимий за грехи давать? Нет! Он пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). И теперь Господь у Отца Небесного просит за мир. Мир недостоин помилования и часто находится в худшем положении, чем перед всемирным потопом. А Сын Божий говорит: «Отец, Ты послал Меня в мир. Я за мир умер, Я на Себя взял их грехи. Я как благоговейный Сын выполнил Твое послушание. Ради Моей пролитой Крови, Ты спасай мир». И вот, это Таинство кропления Крови Христа Спасителя пред Отцем совершается всякий раз, когда мы говорим: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Так вот, скажите, погибнете ли вы?
(5.06.73)

Других средств нет здесь на земле, которыми бы человек освобождался от страстей, получал бы благодатные силы на борьбу с грехом и был бы уверенным в воскресении. Только Причащение! Сын Божий ясно сказал: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). К этому благодатному общению мы и призваны. В этом величайшие утешение и опора наши.
Такое великое Таинство, как Причащение, не должно быть без слез. Однажды к преподобному Симеону Новому Богослову, известному аскету и подвижнику, собрались ученики. Он рассуждал о Таинстве Тела и Крови Христовых. Все слышавшие его беседу умилялись. Один из учеников приступил и говорит: «Отче, а в какое время и в какие сроки приходить к Чаше Христовой?» Он отвечает: «Детки, как литургия совершается, так и приступайте». — «Хоть каждый день?» — «Да, как литургия служится, когда положено, так и причащайтесь, но без слез никто из вас не приступай к Чаше Христовой».
Где же взять эти слезы? Если ты, человек, помыслишь в себе, как ты недостоин и слаб, а в какое великое достоинство призываешься, и что этим Таинством тебе дается, то, безусловно, ты заплачешь. Осознание своего недостоинства и величия Таинства пробудит в тебе желание и готовность приступить к Чаше Христовой. Именно вот это и есть «правило». Апостол Павел напоминает: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор. 11,28).
И Божественная литургия построена так, что если ты внимательно отнесешься к каждому слову службы, то придешь в состояние слезного благоговения. Литургия начинается словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Смотри, вступил ты в Царство Божественной Троицы! Теперь появляется Евангелие, идет Сам Христос, и, принимая Его, мы поем: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуиа». Не стоящие и слушающие, а поющие, значит, мы должны петь. Дальше слышим евангельские слова. И Господь как Сердцеведец знает, что нам потребно. Это не просто пришел черед прочитать их, нет! Дух Святой знает, что нужно для нас. Наступает момент Херувимской песни. Вот Херувимы, торопитесь, вливайтесь в хор Херувимов, будем встречать Господа. Дальше слышим слова: «Горе имеем сердца». И после того уже совершается великое Таинство. Над хлебом произносятся слова Спасителя, и хлеб прелагается в Тело Христово, а вино в Кровь Христову, Которая пролита за жизнь всего мира. А потом приходит время, и священник говорит: «Святая святым». Так после этого, скажите, разве можно не заплакать? Мы восходим на Небо, а Небо опускается к нам, особое обилие Благодати Божией дается нам. Поэтому справедливо этот старец Симеон сказал: «Без слез не приходите!».
Это научает нас тому, с каким вниманием мы должны относиться к литургии. И мы очень ответственны, если присутствуем за Божественной ли¬тургией, но не делаемся причастниками Чаши Христовой. Получается, у нас есть какие-то другие средства, которыми мы можем приобрести спасение и чувствовать себя детьми Божиими. Нет других средств, учтите! Поэтому та Церковь, которая живет Чашей Христовой, есть ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. Та жизнь, которая напитана Чашей Христовой, есть ХРИСТИАНСКАЯ жизнь. И каждый из нас человек как ХРИСТИАНИН тогда только живой и действенный сосуд Благодати Божией, когда он приходит к Чаше Христовой. Аминь.
(19.06.73)

Чашей Христовой человек встречается с Богом. Сам Господь приходит к тебе. Поэтому в нашей обители мы все ваши нужды восполняем Чашей Христовой. Мы не занимаемся другим, ни молебном пением и т.п. Почему? Потому что мы перед Чашей Христовой: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим...» Ты, Господи, Великий Архиерей, молишься, а мы в молчании и благоговении только стоим пред Тобою. А если мы начнем акафисты читать, панихиды служить, то мы не доверяем этим величайшим мироспасительным моментам, да и хватит ли у нас сил? Надо все учитывать, надо приобретать то, что является основанием нашей вечности. Все прочие исследования церковные: всенощные, панихиды, акафисты имеют силу только от Чаши Христовой. Какие бы правила ни исполняли, что бы ни читали, как бы ни усердствовали — все это имеет силу Чашей Христовой.
Мы слышим слова: Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета. (Мф. 26, 27-28). Что такое Новый Завет? Это новый договор заключает с нами Господь. «Вы жуткие, страшные, греховные. Я с вас ваши грехи смываю Кровию Своею». Чистенькие, обмытые не какой-нибудь водой, а Кровью Единородного Сына Божия. А потом говорит: «В том, что Я верен вам в этой ва¬шей святости, Я подписываюсь Кровью Своею и причащаю вас. И в этой Крови даю вам полноту, очищение ваших грехов и бессмертие». Вот что значит Причащение, и почему мы должны к нему стремиться. Каждый приходящий в обитель должен это ясно представлять и каждый денек, если позволяет ему физическая возможность и физическое состояние тела, может прийти к Чаше Христовой.
(3.07.73)

Нашим литургийным служением, нашим усердием о Причащении сохраняется бытие всего мира. Вы знаете, что будут страшные, жуткие времена, о которых Евангелие говорит: Будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет... но ради избранных сократятся те дни. (Мф. 24, 21-22). Каких это избранных? ПРИЧАСТНИКОВ! Поэтому хотите избавить мир от скорбей грядущих, хотите теперь от своих скорбей, страстей избавиться, причащайтесь.
В молитве Господней, составляющей суть всех наших христианских молитв, мы просим: Хлеб наш насущный даждъ нам днесь (Мф. 6, 11). А хлеб насущный — это тот Хлеб, Который сшел с Небес, Христос Спаситель, Его Божественные Тело и Кровь. Мы этого Хлеба и просим, и содержание литургии в том, чтобы получить этот Божественный Хлеб во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.
(13.07.73)

В стихире 3 гласа мы поем: «Просветишася всяческая воскресением Твоим, Господи». Значит, нет такого места и нет такого времени, которые не были бы просвещены Воскресением. «И рай паки отверзся». Чтобы почувствовать радость отверстого рая, священник совершает исповедь. Это ключи рая, Царства Небесного. Открывается вам рай Божий. И для того, чтобы почувствовать сладость этого рая, Господь говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 56).
(14.07.73)

После Причащения не следует заниматься ничем другим, а тем, о чем Спаситель сказал: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 6). Очень непохвально делают те, которые после Причащения начинают служить молебны, панихиды. Господь к тебе пришел, почему же ты с Ним не беседуешь? Почему не чувствуешь этой близости, не веришь тому, что получил? Надо уединиться, войти в самого себя, если есть кельица, то в кельице, если нет, то смотри, какой у нас прекрасный лес, пойди в любой уголок, любой дорожкой и побеседуй с Господом. Это самые драгоценные моменты, потому что Господь пришел к нам. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Веруйте в могущество этого Таинства и на этой вере стройте свою жизнь.
(10.07.73)

Когда Господь умирал, то у Креста стояли Пречистая Его Матерь и любимый ученик. И Спаситель, обращаясь к Матери Своей, указывая взором на ученика, сказал: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26-27). Этим моментом Господь всех нас поручил Ее материнскому заступлению и покровительству. Мы становимся детьми Божией Матери и потому, что приходим к Чаше Христовой. В Причащении мы сподобляемся того Божественного Тела и той Божественной Крови, Которые девять месяцев носила во чреве Своем Пречистая Богородица. Так разве тогда мы не дети, когда мы плоть от плоти и кость от костей Пресвятой Богородицы? Причащаясь, мы делаемся родными Божией Матери.
Мы слышим, как над Чашей священник произносит слова Христа Спасителя: Пийте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета (Мф. 26, 27-28). Это значит, что Господь заключает с нами Новый Завет Любви. Минувшее все стало недейственным, потому что мы нарушили верность. Так вот, Я (Господь) заключаю этот Завет верности Моей, любви Моей к вам и подписываю Его Кровью Своею. А для того, чтобы вы не остались в долгу, чтобы не смущала вас прежняя греховная жизнь, Я напитаю вас Кровью Своею. Вот что значит Причащение!
Некоторые смущаются: «А может быть, я грешу, причащаясь часто?» А завтрашний день ты будешь жив? Ты живи так, как последний день живешь! И не о том рассуждай, в какое время приходить к Чаше, а о том, КАК приходить. Можно и четыре раза в год прийти, а таким же холодным, безверным, самовольным, дерзким остаться. Должно приходить, когда ты себя приготовил. А приготовить как? — взять свой крест и идти за Христом, сораспинаться Ему.
(17. 10. 74)

Чем вы оправдаетесь? Чем грехи свои смоете жуткие и страшные? Только Чашей Христовой! Иоанн Богослов в Откровении пишет так: Он видит великое множество людей, облаченных в белые одежды и с пальмовыми ветвями в руках, поклоняющихся Богу. И. Богослов спрашивает спутника своего: «А кто же они такие?» — Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. И поэтому будут царствовать (Откр. 7,9-17). Вот видите — они пришли от великой скорби. А какой грешник не в великих скорбях и страданиях пребывает? Они измыли одежды свои в Крови Агнчей, т. е. в Причащении. Так и мы!
(04.76)

Посмотрите, в каком состоянии мир находится? Кто же хранит его, что люди не взорвали еще друг друга? Чаша Христова! Так и апостол Павел говорит: Дондеже приидет (1 Кор. 11, 26). Дал Господь Чашу и сказал: До тех пор, пока Я не приду. Вот Она сохраняет мир для того, чтобы люди жили и выполняли поручение Божие: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт. 1,28). В мир надо вливать божественные силы благочестия и сохранять мир. Если бы Чаши не было, то человечество загнило бы в своих страшных, гнусных мерзостях, разврате и т. п. Так вот, верующие! Через вас в организм человечества вливается оживотворяющая, очищающая сила Божия, через ваше усердие к Чаше сохраняется его бытие.
(04. 76)

Господь знает все наше недостоинство, но допускает нас к Божественной Чаше. Для чего? Для того, чтобы ты понял, что Господь не отвергает тебя, ждет тебя и освящает Своею благодатью. На себя в этом не полагайся! Полагайся на усмотрение и водительство Божие. Сам по себе не рассуждай! Глупые, невежественные твои рассуждения. Верность же только в Слове Божием! А Оно говорит: Приимите, ядите; пейте от нее все (Мф. 26, 27-28). Некоторые спрашивают: «А как нам причащаться, мы скоромное кушаем?» Я отвечаю вам словами Церкви Божией. Призывая причастников, Она говорит: «Верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечной будем». (Великий вход на Литургии Преждеосвященных Даров.) Вот и спросите: есть ли у вас вера и любовь?..
И в какие же еще дни более желательно причаститься, как не в дни Святой Пасхи? Потому что прощение наших грехов «из гроба воссияло» (из Огласительного слова Иоанна Златоуста). Священник всегда после Причащения произносит слова: «О Пасха велия и священнейшая, Христе!» Так точно и вам положено после Причащения чувствовать Пасху Христову.
(Свет. неделя 76 г.)

Конечно, не механический подход к Чаше Христовой дает нам благодать, а сердечное исповедание нашей веры, сердечное раскаяние и готовность по новому, по святому жить. Но как неразумно рассуждают те, кто говорит, что в год положено не больше четырех раз причащаться. И это часто приходится слышать из начальнических уст, из священнических уст. Да, да, да, а что говорил Феофан Затворник, читали? И что говорил Иоанн Кронштадтский, когда тысячи причащались, храм ломился от причастников. Призывая к Чаше Христовой, он предвидел время, которое нас ждет.
(Радонща 76г.)
__________________________________________________________________________________________________
С верой благоразумного разбойника будем умирать! В жизни нашей часто ничего доброго нет, и на свои жуткие страдания, на угрызения совести будем отвечать: «Господи, как Ты справедлив, но вспомни, ведь Ты же за меня умер на Кресте». И это одно воспоминание откроет тебе Царство Божие!
С этим воспоминанием мы приходим и к Чаше Христовой: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем» — и причащаемся. Исповедь наша нечистая, неусердная, подготовки никакой, все бессильно и расхлябанно, но все-таки идем: «Вспомни нас, Господи!» И с этим гласом причащаемся. И Господь, как разбойника принял, так и нас принимает. А раз Господь принял, то как мы должны благодарить Его. Не обличил тебя, а освятил, недостойного — удостоил. И Иоанн Златоуст говорит: «Если до Причащения ты был недостоин, то по Причащении делаешься достоин».
(Май 76 г.)

Вы скажете, вот, нужно «правило». Да, очень нужно! Так ведь на тебя наложено пожизненное «правило». Разве апостол не пишет: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). Вот вам «правило», а вы думаете, каноны прочитать — «правило» -— непрестанно молиться! А если ты непрестанно молишься, исполняешь заповеди Божий, то ты всегда достоин Причащения. Ты ведь всегда в молитве и благоговении. Вот это внутреннее содержание наше. Если это есть, то мы живые, если нет — мы мертвы.
(16.05.76)

В Причащении Господь приходит в сердце наше и спрашивает: «Дорогой мой, что тебе надо? Я тебя возлюбил, пришел к тебе, за тебя уже жертву принес, умер за тебя на Кресте. Скажи, что тебе надо?» Господь знает прежде прошения нашего, в чем мы имеем нужду (Мф. 6, 8), но Он хочет, чтобы ты пожелал Его милости. И ты скажи: «Господи, Господи, и страсти меня обстоят, и трудности, и немощи у меня, и не найду себе места. Господи, просвети мое сознание, исцели меня». Господь скажет: «Да, Я Величайший Врач, Я Сам Собою тебя исцелю. Вот, принимай Божественное Тело Мое и Кровь Мою! Если веришь, то получай и благодать, и прощение грехов, и святость, и здоровье». Что может быть краше? Вот, простота и ясность нашей веры, братия и сестры!
(23.07.76)

Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Он из небытия нас по любви создал, по падении нашем Он восстановил любовью Своею, и теперь Он заботится о каждом из нас. И вот, мы как Его чада пребываем в Церкви Божией за Божественной литургией. Сколько здесь заботы Божией о нас! Разве не забота, когда Отец Небесный за спасение наше на смерть отдал Своего Божественного Сына? И мы, присутствуя за Божественной литургией, созерцаем великую тайну, как Агнец Божий вземлет грехи мира и закалается за нас. И Этот же Агнец предлагается нам, когда священник произносит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый, но причащающияся освящаяй».
(24.08.76)

Есть много скорбных сторон жизни человека, в которых мы можем принимать участие, помогать, облегчать, но много таких случаев, когда мы совершенно не в состоянии что-то сделать. И бедненькие страдают, и о них как бы никто не помнит. Нет! О них Церковь Божия помнит, о них приносится Агнец Божий, закланный за спасение всего мира. И, как Великий Архиерей, Он знает, о чем нам нужно просить в молитвах. И Сам за нас молится! Как это так? Это тайна, а вот Священное Писание говорит: Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26).
Мир ведь живет Божественной Чашей. Она приносится за всех, кто бы он ни был и в каком бы положении ни находился. Поэтому, когда мы слышим: «О всех и за вся», то здесь никто не забыт верующий и неверующий, благочестивый и злочестивый. Чтобы никто не сказал, что забыл меня Господь в Своей заботе.
Литургия есть выражение сердца Божия. А Господь чем преисполнен? Спаситель хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2, 4). Поэтому мы, христиане, присутствуя за Божественной службой, должны этой любовью Божией преисполняться, этим жить.
(18.09.76)

Вот мы за Божественной литургией. Один приходит к Чаше Христовой, а другой совершенно безучастен. Она совершается для чего? Для этих стен?
Наступит великий момент, станем мы пред лицом Божиим. Агнец Божий, Который пришел в мир, чтобы нас спасти, а мы получим осуждение: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф. 25,41). Почему? «Я разве вас не призывал, разве не говорил: приимите, ядите; пийте от Нея вси; сия есть Кровь Моя». Так вот, эти стены на Страшном Суде будут свидетельствовать! Они слышали, а вы не слышали! Вот видите, в какую беспечность, холодность мы можем прийти. Поэтому не удивляйтесь, что мир отошел от веры, живет в безверии.
(29.10.76)

Hosted by uCoz