|
|
__________________________________________________________________________________________________
У интеллигенции нашей установился обычай исповедаться и причащаться один и максимум четыре раза в год и притом обычай этот настолько твердо укоренился, что тем, которые причащаются чаще, приходится выслушивать упреки и увещания, что так до не годится, так нельзя надлежащим образом подготовиться, так слишком привыкаешь к Таинству и недостаточно его ощущаешь. Один чудак, недавно умерший, спрашивал меня: не ощущаю ли я после причащения Св. Тайн подавленности и мрачного настроения духа? А я ведь именно и прибегаю к таинствам Исповеди и Св. Причащения, чтобы избавиться от мрачного, подавленного настроения духа и приобрести радостное полное надежды и упования на Бога, миролюбивое, кроткое и смиренное. Эти два таинства суть очищение омовение души и духа от скверны грехов. Поэтому откладывание этого омовения несомненно от лукавого, старающегося отвратить человека, под разными благовидными и неблаговидными предлогами, от очищения грехов и соединения, через причащение, со Христом. Мудрствование этих людей относительно вреда частого причащения подобны тому, как если бы кто-нибудь сказал: «я не могу мыться каждый день, я должен ходить в грязи, чтобы основательно подготовиться к мытью, мне будет не по себе, если я буду чувствовать себя каждый день чистым». Здесь уместно будет вспомнить рассказ генеральши Марии Васильевны Масоловой, ныне монахини. Вот что она мне рассказала: В 1889 г. к о. Иоанну приехал Алексей Николаевич Юрьев, человек из высшего общества, бывший лицеист, и просил о. Иоанна помолиться об исцелении его сына 7-ми лет мальчика, который был болен спонделитом, т. е. костным туберкулезом, но о. Иоанн, как бы не слыша его просьбу, стал расспрашивать его самого о его жизни, спросил давно ли он причащался и, узнав, что четыре месяца тому назад, сказал, что ему необходимо исповедаться и причаститься теперь же, завтра у обедни. Юрьев ответил, что он приехал только на один день, и что у него есть важные дела и он не может остаться до завтра. Но отец Иоанн стоял на своем и Юрьев наконец согласился остаться, исповедался и причастился. Вернувшись домой, Юрьев скоропостижно скончался. Из приведенного рассказа возникает вопрос: как мог о. Иоанн предвидеть близкую кончину Юрьева. Ответ на это совершенно ясный и простой: — Духом Святым. Я уже привел выше яркие примеры того, как Дух Святый открывает будущее Святым. Кроме того из этого рассказа ясно, что о. Иоанн видел большую опасность в том, чтобы человек не умер без покаяния и причащения Св. Тайн. В совдепии бывшая безбожная интеллигенция это хорошо поняла и еще с 1924 г. причащалась каждое воскресение, т. к. справедливо опасалась, что в будущее воскресение уже не удастся причаститься — будешь расстрелян, или в тюрьме, или вообще прекратится принесение Бескровной Жертвы. Рассказ вышеупомянутой инокини Марии, переданный инокиней Параскевой Леснинского монастыря. Один молодой человек, почитатель о. Иоанна, однажды приехал к нему в Кронштадт. О. Иоанн говорит ему, что ему необходимо сегодня же причаститься. Тот возразил, что никак не может, так как пил уже кофе. «Это ничего, — говорит о. Иоанн, — а причаститься вам все же нужно», и причастил его. В тот же день молодой человек погиб при крушении поезда. Обыкновенно лица, кои сами редко причащаются и советуют другим причащаться реже, ссылаются на слова Апостола Павла, который говорит, что причащающийся, не рассуждая, Тела и Крови Христовых, суд себе яст и пиет. Такие лица, выхватив означенные слова из поучений св. Апостола Павла, замалчивают те обстоятельства, по поводу которых Апостол говорит это. Чтобы всем было ясно, привожу целиком ст. 20—34, гл. XI Первого Послания к Коринфянам: 20. Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню. 21. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. 22. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию, и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? не похвалю. 23. Ибо я от самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб. 24. И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он прийдет. 27. Посему, кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. 28. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30. От того многие из вас немощны и больны, и немало умирает. 31. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром, 33. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. 34. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Во времена Апостола не было так, как теперь, т. е. что священник в церкви с ложечки подает причащающемуся Тело и Кровь Христовы, пресуществленные на литургии из хлеба и вина Духом Святым. Христиане, современники Апостола, собирались на «вечери любви», принося с собою хлеб и вино и нередко те, которые приносили много, не уделяли бедным и, не ожидая других, напивались пьяными. Конечно, тот, кто так ел и пил — суд себе ел и пил. Апостол нигде не говорит о том, что каждый приходящий причаститься может причаститься только тогда, когда он чувствует себя уже совершенно святым. Да оно и понятно, если ждать святости для того, чтобы приступить к Таинству, то может случиться, что такого момента человек никогда и не дождется. К Таинству приступают именно для получения этой святости. Святые Дары заключают сами в себе великую силу, ибо суть Тело и Кровь Господа Бога Слова Вседержителя Иисуса Христа, поэтому Они сами, без всякого участия причащающегося, его исправляют, исцеляют, освящают, будет ли он уверен в таком действии Св. Тайн или нет. И действительно: часто умирающие, ничего уже не соображающие, приняв Тело и Кровь Христовы, выздоравливали. Для огрубевших людей, не хотящих в отношении причащения понимать его значения, приведу грубое сравнение: Если человек выпьет много спиртного напитка, то он опьянеет потому, что спирт имеет силу опьянять, совершенно независимо от того, верит ли пьющий в то, что опьянеет, или об этом не думает. |