E-mail: prichastie777@yandex.ru
ЦЕРКОВЬ ДУКА СВЯТОГО
__________________________________________________________________________________________________
Професор Свято - Сергиевского института в Париже протопресвитер Николай Афанасьев.
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Наша церковная жизнь зашла в тупик, т.к. начала, которые проникли в неё в далёком прошлом, изжили себя и вызывают в церковной жизни одни только недостатки. Церковь рассматривается как организация, подчинённая человеческим законам, и, как организация, отдаёт себя на служение человеческим задачам. Человеческая воля господствует в ней самой, и человеческая воля вне её стремится обратить Церковь Божью в средство для достижения своих целей. Никогда, может быть, сами верующие не отдавали так на поругание «невесту Христову». По своей природе никто не может ставить себя выше других в Церкви, или претендовать особым образом выражать Церковь. Ни апостолы, ни пророки, ни учители не составляют сами по себе, или все вместе, или каждый в отдельности, Церковь. И те, и другие, и третьи только члены Церкви, а не вся Церковь, а потому не могут существовать без остальных членов, т. к. иначе они не могли бы выполнять тех функций, для которых они поставлены Богом. Различие между лицами, имеющими особые служения, и между теми, кто эти служений не имеет, не онтологическое, а функциональное.
Все одарены одним Духом, но не все имеют одни и те же дары Духа. Имеющие особые служения имеют и особые дары, которых не имеют те. кто эти служения не исполняет. В таинстве брака брачующимся подаются дары Духа для их совместной жизни. Этих даров не имеют лица, не состоящие в браке, но благодатны и те, и другие.
Мечом, который окончательно разделил церковное тело на две части, было учение о посвящении...Идея посвящения есть продукт богословской спекуляции, а не церковной традиции.
Молитва Церкви есть молитва к Отцу «во Христе». Кто не «во Христе», тот не может в ней участвовать, а кто не может в ней участвовать, тот не может участвовать в Евхаристии, и обратно: кто не может участвовать в Евхаристии, тот не может участвовать в молитве Церкви. Но быть «во Христе» значит священнодействовать Богу и Отцу своему. Как в Ветхом Завете «всякий священник ежедневно стоит в служении» (Евр.10:11); так и в Новом Завете каждый верный в Евхаристическом собрании стоит пред Богом, как священнослужитель. Вся жизнь верного есть непрекращающееся служение Богу, а особенным образом служение на Евхаристическом собрании, па котором всё начинается и всё кончается, и с которым, поэтому, связано всё служение в Церкви.
Древний образ причащения - так, как причащаются ныне священнослужители в алтаре - был достоянием всех членов Церкви. «Посему, аще кто хочет во время литургии причастится причистаго Тела и едино с Ним через причастие быти: руки да слагает во образ креста и да приимлет общение благодати». Вопреки этому правилу, выражающее древнейшее придание Церкви - «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пиете чашу сию, смергь Господню возвещаете доколе Он приидет»,- засвидетельствованное всей древней христианской письменностью, начиная с Иустина Мученика, - устанавливается различие в образе принятия св. Тайн. Всё тот лее Вальсамон по поводу этого различия говорил, что оно не вызвано «недостоинством мирян, а что так передала истинная вера, страх Божий и настоящее благоговение». Это скорее попытка уйти от объяснения, чем само объяснение. Почему истинная вера, страх Божий, настоящее благоговение должны изменить древний образ причащения для лаиков и для большинства членов клира? И разве истинная вера, страх Божий и настоящее благоговение только лиш мирская добродетель, и от нее свободны высшие степени священства?.
Совершая св. причащение, епископ не отделял себя от народа, но включал себя в него. Епископ священнодействовал с народом, и народ священнодействовал с епископом. Все молитвы являются общими молитвами, т. к. они - молитвы Церкви, а Церковь есть весь народ Божий, а не одна только его часть.
Совместное священнодействие всего народа Божья в Евхаристическом собрании
находило своё выражение в древней церкви в том, что все совместно принимали св. Тайны.
Епископ с пресвитерами не отделяются от остального народа ни в моменте времени
причащения, не в способе причащения, после которого следовала общая для всех молитва
благодарности:

Участие в Евхаристии для первохристианского сознания было но долгом а обязанностью -как это сейчас трактуется в церковном правиле, - а живым и спонтанным выражением принадлежности к церкви. Все те. кто участвовал в Евхаристическом собрании, приступали к св. Тайнам, и не могло быть такого случая, чтобы кто из них не причащался. Только начиная с Константиновской эпохи в этом отношении происходят изменения, как последствие изменений в самом церковном сознании.
2-е правило Антиохийского собора и параллельное ему 9-е Апостольское правило угрожает отлучением тем, кто отвращается от причащения св.Евхаристии: «Все входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но по некоторому отклонению от порядка не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от святой Евхаристии. да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное». «Всех верных, входящих в церковь и Писание слушающих, но не прибывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчинне в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного».
Этот смысл приведённых выше правил подтверждается 8-м Ап. правилом, в котором говорится о клириках, присутствующих на литургии, но не причащающихся: «Аще епископ или пресвитер, или диакон, или кто либо из священного списка при совершения приношения не причастится: да предъявит ПРИЧИНУ, И аще есть богословие. да будет извинен. Аще же не приставит: да будет отлучён от общения церковного, яко соделавшийся виною вреда народа, и на совершавшего приношение наведший подозрение, яко неправильно совершал».
Зонара в толкование на 2-е правило Антиохийского собора писал следующее: «Итак, и сии отцы определи, что входящие в церковь, но не прибывающие на молитве и не причитающиеся по какому-нибудь бесчинию, т.е. не по богословской причине, но бесчинно и беспричинно, отвержены от Церкви, т.е. отлучены и остаются вне собрания верных. А уклонением отцы называли здесь не то, если кто ненавидит Божественное причащение и приступает к приобщению, но то, если кто избегает его, может быть, из благоговения, и как бы по смиренномудрию. Ибо если бы по ненависти и по отвращению к св. причащению уклонялись от него, то были бы повергнуты не отлучению, а конечному отсечению от Церкви и анафеме». Того же мнения держится и Августин: «Входящие в церковь и слушающий Писания, потом пренебрегающий и выходящий и уклоняющийся от причащения, отвержен, доколе не получит прощения, показав плод покаяния».
В Апостольских Постановлениях имеется прямое указание, что рабы не должны быть принуждаемы работать по воскресным дням. «Рабы пусть работают пять дней, а в субботу и в день Господень пусть прибывают в церкви ради учения благочестия».
Предстоятельствующий не только сам причащался, но раздавал ХЛЕБ, иногда при участии пресвитеров, а диаконы - ЧАШУ всем остальным верным. Как в настоящее время не может совершающий литургию причащаться, так и не могли в первоначальной и древней церкви не причащается все верные, участвующие в Евхаристическом собрании, т.к. весь народ совершал Евхаристию. Присутствующих на Евхаристии не было, а были только участники. Все, кто не могли участвовать, предварительно были удалены из собрания после проповеди, и диаконы наблюдали за дверьми, чтобы никто из посторонних не вошел на Евхаристическое собрание.
Каждодневное совершение Евхаристии было стремлением к осуществлению идеала церковной жизни, при котором вся местная церковь ежедневно собирается на Евхаристическое собрание. Оно стало воплощаться в жизнь в монастырях, а из них через монастырские богослужебные уставы перешло в приходскую жизнь.
Священнодействие народа в Евхаристии является решающим для учения о совершителе таинств, ввиду того значения, какое имеет Евхаристия в жизни Церкви. Все таинства происходят в Церкви и совершаются в Церкви, а Евхаристическое собрание есть выявления Церкви во всей её полноте. Если совершителем Евхаристии является народ Божий, собранный в Церкви, то и совершителем таинств может быть только народ совместно со своими предстоятелями.
Мы возвращаемся к тому что было сказано нами выше, а именно: область священнодействия не только открыта лайками, но без их участия священнодействия не могут совершатся в Церкви. Священнодействуя в Церкви, народ священнодействует иначе, чем его предстоятели, а предстоятели священнодействуют иначе, чем народ, хотя всё в Церкви совершается в их совместном действии. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе. так и они да будут в Нас едино».

_________________________________________________
Протопресвитер Николай Афанасьев

Hosted by uCoz