E-mail: prichastie777@yandex.ru
ЧАШУ ЖИЗНИ ВКУСИТЕ
______________________________________________________________________________
Игумен Петр (Мещеринов) Епископ Илларион (Алфеев)
Издание: Центр православной книги, 2007 г., храм свт. Михаила.
По благословению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Тульчинского и Брацлавского.
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:53-58). Из этих слов Спасителя ясно следует, что Господь обращает наше внимание на непрестанность Божественного Причащения, поскольку иначе сказал бы вкусивший и испивший, а не как в Писании ядущий и пиющий. Также Господь при установлении Таинства говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), то есть не просто вспоминайте, перебирайте мыслью и чувством, а именно творите, т.е. каждый день и всегда выявляйте делом, совершайте не один, или два, или три раза, но ежедневно (как то объясняет божественный Златоуст) в воспоминание Моих страданий, Моей смерти, Моего Воскресения и всего Моего домостроительства спасения. К тому же, когда Господь предавал это Таинство Своим ученикам, Он не сказал им в форме совета: «Кто хочет, пусть ест Мое Тело, и кто хочет, пусть пьет Мою Кровь», как Он сказал: «Если кто хочет идти за Мною» и «если хочешь быть совершенным» (Мф. 16:24;21). Но он провозгласил повелительно: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», и «пейте из нее все, сия есть Кровь Моя» (Мф. 26:26-28). То есть непременно вы должны есть Мое Тело и обязательно должны пить Мою Кровь. Эти слова Господа ясно представляют два необходимых момента в Причащении: один состоит в обязательном повелении, которое они содержат, а другой – в длительности, на которую указывает то, что нам повелевается не просто причащаться, но причащаться непрестанно.
Каждый христианин, прислушиваясь к голосу совести, понимает, что, как бы он ни готовился, он всегда недостоин причащения. Дерзаем причащаться мы только в послушании и по прямому повелению Господа: «Недостоин я, Владыко Господи, чтобы Ты вошел под кров души моей. Но так как Ты, Человеколюбец, хочешь жить во мне, то я дерзновенно приступаю. Ты повелеваешь, и я раскрываю двери, которые Ты один создал, и войдешь Ты с обычным человеколюбием, войдешь – и просветишь мой помраченный разум». Если человек решает сам, как часто он может приступать к причащению, в зависимости от того, насколько он «достоин» или «недостоин», он ставит себя как бы мерой и Божественного Дара, и своего собственного достоинства.
Следует остановиться и на той разновидности подобного подхода, когда мерилом достоинства для человека выступает мнение духовника или священника, решающего за человека, «достоин» он или «недостоин» причащения. Понимая важность пастырского руководства, все же следует отметить, что в Евангелии Христовом мы не находим поддержки мнения, что именно священник и только он должен регламентировать таинственную жизнь христианина. Христос в Евангелии призывает, чтобы причастие стало нашей пищей и не назначает распорядителей этой Тайны: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6:35;48), «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35), «старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:27). Напротив, мы можем увидеть в Евангелии, что Христос, не назначая распорядителей Таин, призывает нас к тому, чтобы мы жили в соответствии с Евангелием постоянно так, чтобы Оно (Святое Причастие) не стало нам в осуждение: «говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20), «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), предлагая нам в Самом Себе образец жизни (Ин. 13:15; 1 Петр. 2:21-23; Флп.2:6-11). «Главное благо в том, чтобы приступать к Ним (к таинствам) с чистой совестью…, он (Павел) загнет одно только время для проступания к тайнам и причащения – когда чиста совесть…» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на первое послание к Коринфянам).
Девятое каноническое правило святых апостолов гласит: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения Церковного». Все толкователи, как древние, так и новые этого правила, сходятся на том, что правило подразумевает обязательность причащения присутствующего народа. В отношении клириков ему вторит 8 апостольское правило. Аргументы о том, что ныне клирики, в отличие от мирян, следуя апостольскому правилу, в «соответствии с саном» должны постоянно причащаться, не может быть признан серьезным и убедительным и должен быть отвергнут, так как апостольское правило относится ко всем христианам. Эти правила подтверждаются примером и жизнью. Как повествует книга Деяний апостольских, после вознесения Господа и снисхождения Святого Духа на апостолов: они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42).
Церковь есть «Тело Христово», а Евхаристия есть главное Таинство Церкви, то, ради чего Церковь существует и создана Господом. Все церковное устроение евхаристично, все – каноны, литургика, догматика, аскетика и прочее, - существует в Церкви в контексте Евхаристии, в свете ее, и приобретает именно это свойство – церковности – только в связи с этим Таинством. Поэтому, как отпадение от Церкви свидетельствуется прекращением Евхаристического общения, так и принадлежность к Церкви выявляется ничем иным, как участием в таинстве Причастия, а церковное мировоззрение тогда только подлинно, незаблудно, когда оно евхаристично. Таким образом, Причастие является основной пищей христианина, через Приобщение христианину подается оставление грехов и примирение с Богом во Христе, укрепление духовной жизни, исцеление духовных и телесных болезней. Приобщение Христу утверждает веру и делает способным человека вести истинную христианскую жизнь в этом мире. Таким образом, природе Церкви и Евхаристии чужды вопросы о частоте Причащения в силу внутренней логике. В древности все христиане стримились причащаться, а Церковь пыталась отсечь всех, недостойных этого великого Таинства. Существовала строгая логическая цепочка: человек крестился (вступая в Церковь) для того, чтобы причащаться, исполняя завет Христа. На вопрос: почему вы причащаетесь? Христиане отвечали: потому что мы христиане! «Мы – христиане и, следовательно, участвуем в совершении Таинства Господня! Мы не можем жить без совершения Божественной вечери. Как можно быть христианином без участия в евхаристических собраниях или участвовать в собраниях, не будучи христианином?! Лишь сатана может отрицать это! (Из протокола допроса христиан, 11 февраля 304 г. в Карфагене)» (Чаша бессмертия. Архим. Илья (Мастрояннопулос)).
Второе правило Антиохийского собора гласит: «Все, входящие в церковь, и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное». Таким образом авторитетный Антиохийский Собор подтверждает применимость практики всеобщего частого причащения среди антиохийских христиан в IV веке. Трульский собор своим 80 правилом отлучает от Церкви и святого причащения тех, кто без уважительных причин не причащались три недели подряд. Таким образом, упомянутые постановления соборов, а так же другие церковные установления (например, правило 66-е Трулльского собора и 11-е Сардикийского) ясно показывают, что Церковь Христова всегда призывает всех чад своих к постоянному участию в спасительной Евхаристии – Новозаветной Пасхальной Трапезе.
«Не будем не радеть, удостоившись такой любви и чести. Не видите ли вы детей, с какой охотой они стремятся к материнской груди, с каким рвением их губы хватают грудь? С таким же рвением да приходим и мы к этой Трапезе, к этой духовной груди, пожалуй, даже с большей охотой. Ухватимся, как дети за материнскую рубашку, за благодать Духа. И пусть у нас будет только одна скорбь – не причащаться этой Пищи»- говорит Златоуст. Причащение есть Пасха, пир веры, всегдашний праздник христианина, Чаша бессмертия, дающая вечную жизнь. Частое причастие есть норма жизни христианина. Человек, любящий Христа и старающийся жить по Его заповедям, желает как можно чаще приобщаться своему Господу, т.е. чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Литургия для него – жизнь; он всегда с нетерпением ждет ее. Он готовится к ней очищая совесть молитвою; и в храме, на самой Литургии – не только в момент выноса Чаши, но на всем ее пространстве – обретает высший смысл своей жизни: в совместной евхаристической молитве, в единении с Церковью земною и Небесною, наконец, в соединении своей души с Богом.
Евхаристическое сознание зависит от интенсивности и правильности внутреннего делания, борьбы со страстями. Если эта внутренняя духовная жизнь ослабевает, то и необходимость частого участия в Таинстве Евхаристии перестает ощущаться. А если не соблюдается норма церковной жизни – то ослабление евхаристического сознания ведет к неправильной ориентации духовной жизни и Евхаристия отходит с центра духовной жизни на периферию. И получается, что подлинного смысла Литургии человек не знает, а подменяет его профанированным и очень внешним, поверхностным восприятием, отсюда проистекают невежество, клерикализм, фарисейство, магизм и кликушество. И тогда оказывается, что человек приходит в Церковь и получает не реальную духовную жизнь, которую содержит Церковь в своем устроении, в учении, Таинствах, чинах уставах, духа, а подмену – то, что приобрела Церковь в результате неправильного отношения к ней, сложившуюся исторически.
Практика частого причащения часто вступает в противоречия с теми традициями подготовки к Таинству, которые сложились в нашей Церкви под влиянием практики редкого причащения, что является сущностными препятствиями к причащению.
Исповедь. Евхаристическое возрождение в России времен 20-х годов явно просматривается проблема согласования противоречий между обязательностью исповеди и другими традициями подготовки к причастию при редком причащении в свете частого причащения: «Труднейший вопрос об исповеди, связанный с этим движением, решается различно. Некоторые практикуют общую исповедь, другие - весьма немногие – отделяя оба таинства, разрешают приступать к евхаристии без исповеди. Большинство сохраняет исповедь обязательную и тайную. Так же в этом центральном вопросе церковной жизни является большая свобода, ныне господствующая в ней, и отсутствие внешней регламентации» (Журнал «Путь», N2, январь 1926, с. 150. О русской церкви).
В наше время протоиерей Владимир Воробьев предлагает следующий путь решения указанной проблемы: «Мы решили часто причащать, и не можем отказаться от усвоенной в России нормы перед каждым причастием исповедовать. Отсюда возникло совершенно новое: частая исповедь. Этого практически в истории никогда не было. К сожалению, она приводит к профанации исповеди. Человек не может часто исповедоваться, потому что если он живет нормальной церковной жизнью, то частая его исповедь не может быть той исповедью, которая называется вторым причастием. Не может быть соединения с Церковью, если человек не отделялся. Сам смысл этого таинства меняется, и возникает путаница. Наполнить эту частую исповедь содержанием можно только в том случае, если заменить ее откровением помыслов, которое имело место в древних монастырях и принималось как норма. Тогда это не было исповедью, помыслы принимал авва, который часто не имел священного сана. Это никак не было связано с причастием и не называлось таинством. Это был воспитательный момент, момент духовного роста. Сейчас нечто подобное привнесено в таинство покаяния и часто дает сомнительный результат. Нужно найти выход и выход виден только один. Не имея возможности отменить исповедь перед причастием, мы должны сохранить разрешительную молитву. Просить людей каяться в содеянных грехах, но не смешивать это с подробной исповедью» (прот. Владимир Воробьев. Покаяние, исповедь, духовное руководство. 1996 год).
Надо признать, что эта проблема, несомненно, требует соборного решения нашей церкви, а пока что можно лишь посетовать на бытующий, часто чрезмерный ригоризм священников в этой области. Нередко христианам отказывают в Причащении на том лишь основании, что их исповедь проходила не в день, а за несколько (один - три) дней до Причащения, даже не смотря на то, что во все эти дни проходили большие церковные праздники и христианин как верный член Церкви прибывал постоянно на богослужении, полноценно участвуя в нем. Этот непонятный ригоризм действительно приводит к профанации исповеди и пониманию ее некоторыми мирянами как своего рода магического доступа к Причастию.
Пост. Следующий важный момент, на котором хотелось бы остановиться, это телесный пост. Телесный пост перед Причастием это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни. Отметим также, что в Церкви есть немало праздников, когда пост противоречит самой идее праздника. Следует признать, что требования некоторых священников обязательного трех – или однодневного поста для часто (непрестанно) причащающихся мирян, отдает явным клерикализмом. Так как сами эти священники (в полном согласии с требованиями Церкви к часто причащающимся) никаких предписаний о телесном посте не соблюдают и ни в чем, если так можно выразиться, себе не отказывают. Фарисейский подход здесь очевиден. Можно процитировать здесь же ответ видного иерарха нашей Церкви епископа Иллариона (Алфеева): «Ответ на этот вопрос, так же как и на другие подобные вопросы, следует искать в церковном уставе, в Типиконе. Где-либо Типикон предписывает вопросы сверх тех, которые установлены Святой Церковью? Нет. Какой-либо другой устав, принятый Церковью и одобренный ею в качестве общеобязательного, предписывает эти посты? Не предписывает. Человеку, который причащается редко, который не соблюдает посты, который далек от Церкви, полезно перед причастием несколько дней попоститься. Но если человек соблюдает те посты, что установлены Церковью, - а это четыре многодневных поста, еженедельный, пост в среду и в пятницу в течение всего года, - то мне кажется, что навязывать ему еще какие-то дополнительные посты не следует. К тому же, если вы откроете православный антикатолический катехизис, ко

Hosted by uCoz