|
ТРАПЕЗА ГОСПОДНЯ
__________________________________________________________________________________________________
Протопресвитер Николай Афанасьев – один из самых выдающихся богословов ХХ века.
Выдержки из богословского труда прот. Николая Афанасьева, книга “Трапеза Господня”, Глава 3-Причащение, издана: храм прп. Агапита Печерского, 2003.
По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины.
__________________________________________________________________________________________________
«Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: сие есть тело Мое за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание» (1Кор. 11:23-24). Установленная Христом на Тайной вечере, Церковь актуализировалась в день Пятидесятницы, когда учениками была совершена первая Евхаристия. Со дня Пятидесятницы началось творческое действие Духа. Дух уже в действии, а поэтому царство не только наступит, но уже наступило, т. к. Дух есть залог этого царства. В Духе и через Духа начала существовать Церковь. В день Пятидесятницы ученики были напоены Духом «в одно тело» (1 Кор. 12:13), которым они стали в Евхаристии, совершаемой в Духе и через Духа. Так с первых дней после Пятидесятницы быть или состоять в Церкви означало участвовать в ее Евхаристическом собрании. Где Евхаристическое собрание, там Церковь, и где Церковь, там и Евхаристическое собрание. Евхаристическое собрание было собранием всей Церкви и оно не могло быть иным, т. к. Евхаристия есть «дело» Церкви, совершаемое Церковью для всех ее членов, а не для некоторых из них. В Новом Завете избранный народ собирается в храме Тела Христова (Ин. 2:22), а Кровь Сына Божьего, принесенная Им за всех единожды (Евр. 7:27) запечатлела принадлежность народа Богу. Народ Божий, который собран «во Христе», стал в Церкви носителем священства. В Новом Завете «во Христе» исполнилось обетование, что весь народ Божий станет царственным священством, людьми взятыми в удел (1 Пет. 2:9). Это служение священства выполняется Церковью, т. е. тогда, когда весь народ собран вместе на одно и тоже со своим предстоятелем. На Евхаристическом собрании священнодействует весь народ Божьей во главе с предстоятелем. Поэтому только тот, кто участвует в Евхаристическим собрании, участвует в молитве, и кто участвует в церковной молитве тот участвует в Евхаристии причащаясь Тела и Крови Христовых. К сожалению в современной литургической практике, с возникновением идеи посвящения, совершителем священнодействия становятся только «посвященные», а не весь народ Божий.
Евхаристия есть трапеза Господа, приходящего в Церковь в Духе. «Да едите и пиете за трапезой Моей в царствии Моем» (Лк. 22:30). Евхаристия есть пир Агнца, на котором мы, предвосхищая второе Его славное пришествие, пьем и едим с Ним, и Он вкушает с нами новое вино в царствии Своем. Быть участником Евхаристии означает быть участником Трапезы Господней, но быть участником трапезы означает «вкушать» от нее. Иного участия в Евхаристии не может быть, и иного участия не было, начиная с первой Евхаристии, совершенной апостолами после Пятидесятницы. Это было «придание», восходящее к Самому Господу, которого строго держалась древняя Церковь. Причащались те, кто участвовал в Евхаристическом собрании, а участвовал в Евхаристическом собрании только тот, кто причащался. В Евхаристическом каноне нет молитв, которые могли бы возносить не причащающиеся. Каким образом можно участвовать в Евхаристических молитвах, которые все направлены к причащению, как своей высшей точке, с твердым намерением не причащаться? Невероятно представить себе члена Церкви, который отказывался бы добровольно от того, для чего он стал членом Церкви. Церковь не могла допустить в своей среде того, кто отказывался от участия в Трапезе Господней, предпочитая быть присутствующим на ней. Отказ от участия в Трапезе Господней т.е. отказ от принятия евхаристических даров равносилен отлучению от Церкви. Всегда все и всегда вместе участники Евхаристического собрания принимали участие в Трапезе Господней. Таков истинный закон жизни Церкви выражающий сущность Евхаристии. «Все, входящие в церковь, и слушающие Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное» - гласит 2-е правило Антиохийского собора. 9-е Апостольское правило указывает на тот же принцип отношения верных к Евхаристии: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения Церковного». Эти правила являются выражением основного учения о Евхаристии, утверждающего, что на ней могут пребывать только участники, а не присутствующие. Почему наша современная практика является противоположностью того, что содержала древняя Церковь. Евхаристия совершается независимо от собрания верных. Самым грозным обвинением в расцерковлении нашей церковной жизни является совершении «Трапезы Господней» в пустом храме без ее участников. Евхаристическое собрание происходит действительно в пустом храме, или в мистически пустом храме, когда верные на возглас «приступите» отвечают безмолвием. В этом безмолвии есть нечто мистически страшное. «Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, пойду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3:20). Но мы отказываемся от Его трапезы и остаемся безмолвными на Его призыв. В этом безмолвии есть некий суд над нами.
|
|