E-mail: prichastie777@yandex.ru
ТРАПЕЗА ГОСПОДНЯ
__________________________________________________________________________________________________
Протопресвитер Николай Афанасьев – один из самых выдающихся богословов ХХ века.
Выдержки из богословского труда прот. Николая Афанасьева, книга “Трапеза Господня”, Глава 3-Причащение, издана: храм прп. Агапита Печерского, 2003.
По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины.
__________________________________________________________________________________________________
«Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: сие есть тело Мое за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание» (1Кор. 11:23-24). Установленная Христом на Тайной вечере, Церковь актуализировалась в день Пятидесятницы, когда учениками была совершена первая Евхаристия. Со дня Пятидесятницы началось творческое действие Духа. Дух уже в действии, а поэтому царство не только наступит, но уже наступило, т. к. Дух есть залог этого царства. В Духе и через Духа начала существовать Церковь. В день Пятидесятницы ученики были напоены Духом «в одно тело» (1 Кор. 12:13), которым они стали в Евхаристии, совершаемой в Духе и через Духа. Так с первых дней после Пятидесятницы быть или состоять в Церкви означало участвовать в ее Евхаристическом собрании. Где Евхаристическое собрание, там Церковь, и где Церковь, там и Евхаристическое собрание. Евхаристическое собрание было собранием всей Церкви и оно не могло быть иным, т. к. Евхаристия есть «дело» Церкви, совершаемое Церковью для всех ее членов, а не для некоторых из них. В Новом Завете избранный народ собирается в храме Тела Христова (Ин. 2:22), а Кровь Сына Божьего, принесенная Им за всех единожды (Евр. 7:27) запечатлела принадлежность народа Богу. Народ Божий, который собран «во Христе», стал в Церкви носителем священства. В Новом Завете «во Христе» исполнилось обетование, что весь народ Божий станет царственным священством, людьми взятыми в удел (1 Пет. 2:9). Это служение священства выполняется Церковью, т. е. тогда, когда весь народ собран вместе на одно и тоже со своим предстоятелем. На Евхаристическом собрании священнодействует весь народ Божьей во главе с предстоятелем. Поэтому только тот, кто участвует в Евхаристическим собрании, участвует в молитве, и кто участвует в церковной молитве тот участвует в Евхаристии причащаясь Тела и Крови Христовых. К сожалению в современной литургической практике, с возникновением идеи посвящения, совершителем священнодействия становятся только «посвященные», а не весь народ Божий.
Евхаристия есть трапеза Господа, приходящего в Церковь в Духе. «Да едите и пиете за трапезой Моей в царствии Моем» (Лк. 22:30). Евхаристия есть пир Агнца, на котором мы, предвосхищая второе Его славное пришествие, пьем и едим с Ним, и Он вкушает с нами новое вино в царствии Своем. Быть участником Евхаристии означает быть участником Трапезы Господней, но быть участником трапезы означает «вкушать» от нее. Иного участия в Евхаристии не может быть, и иного участия не было, начиная с первой Евхаристии, совершенной апостолами после Пятидесятницы. Это было «придание», восходящее к Самому Господу, которого строго держалась древняя Церковь. Причащались те, кто участвовал в Евхаристическом собрании, а участвовал в Евхаристическом собрании только тот, кто причащался. В Евхаристическом каноне нет молитв, которые могли бы возносить не причащающиеся. Каким образом можно участвовать в Евхаристических молитвах, которые все направлены к причащению, как своей высшей точке, с твердым намерением не причащаться? Невероятно представить себе члена Церкви, который отказывался бы добровольно от того, для чего он стал членом Церкви. Церковь не могла допустить в своей среде того, кто отказывался от участия в Трапезе Господней, предпочитая быть присутствующим на ней. Отказ от участия в Трапезе Господней т.е. отказ от принятия евхаристических даров равносилен отлучению от Церкви. Всегда все и всегда вместе участники Евхаристического собрания принимали участие в Трапезе Господней. Таков истинный закон жизни Церкви выражающий сущность Евхаристии. «Все, входящие в церковь, и слушающие Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное» - гласит 2-е правило Антиохийского собора. 9-е Апостольское правило указывает на тот же принцип отношения верных к Евхаристии: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения Церковного». Эти правила являются выражением основного учения о Евхаристии, утверждающего, что на ней могут пребывать только участники, а не присутствующие. Почему наша современная практика является противоположностью того, что содержала древняя Церковь. Евхаристия совершается независимо от собрания верных. Самым грозным обвинением в расцерковлении нашей церковной жизни является совершении «Трапезы Господней» в пустом храме без ее участников. Евхаристическое собрание происходит действительно в пустом храме, или в мистически пустом храме, когда верные на возглас «приступите» отвечают безмолвием. В этом безмолвии есть нечто мистически страшное. «Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, пойду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3:20). Но мы отказываемся от Его трапезы и остаемся безмолвными на Его призыв. В этом безмолвии есть некий суд над нами.
__________________________________________________________________________________________________
Современная литургическая практика пришла в полное несоответствие каноническим постановлениям Церкви, которые остаются обязательными для всех членов Церкви, и которые никто и никогда не отменял. Нужно уяснить истинный Церковный, а значит Евхаристический путь спасения, путь установленный Господом на Тайной вечере, и не следовать ложным человеческим путем.
К сожалению в современной церковной жизни перед христианином встают два основных «аргумента» против «частого причащения», а именно недостоинство и неподготовленность. Оба эти аргумента свидетельствуют об утере смысла евхаристического общения. Надо заметить, что соображения против «частого причащения» возникли, когда в церковной жизни установилась практика редкого причащения. «Доводы» поддерживающие такую практику выдвигаются для того, чтобы оправдать то, что уже имелось в церковной жизни, а потому богословская ценность этих аргументов очень подозрительна. Несомненно, что вопрос о личном недостоинстве получил неправильную постановку. Сам вопрос свидетельствует о некотором непонимании природы Церкви. Если личное недостоинство каждого из нас является препятствием для Евхаристического общения, то оно вообще недопустимо. Не имеет значения, сколько раз оно осуществляется, часто или редко. Евхаристическое собрание есть выявление Церкви во всей ее полноте и во всем ее единстве, а евхаристическое общение есть выражение жизни в Церкви. Если мы устраним евхаристическое общение, то что остается от жизни в Церкви? Утверждая наше личное недостоинство, как препятствие к «частому причащению», мы тем самым утверждаем наше недостоинство пребывания в Церкви, т.к. пребывание в Церкви совершенно тождественно с участием в Евхаристическом собрании. Мы не только усваиваем себе суждение, которое принадлежит только Церкви, о нашем достойном или недостойном состоянии в Церкви, но мы берем под сомнение таинство крещения. В таинстве приема в Церковь («крещение водой и Духом») мы поставляемся в горнее звание члена народа Божьего и становимся достойными участия в Евхаристическом собрании. А личное достоинство и недостоинство не должно осложняться вопросом о личной нашей греховности. Что касается вопроса о подготовленности, то надо заметить, что сам этот вопрос является свидетельством некоторого упадка интенсивности церковной жизни. В древней церкви вопрос о подготовленности или неподготовленности для причащения не ставился. Нет необходимости идеализировать жизнь древних христиан для того, чтобы иметь возможность утверждать, что вся их жизнь в целом была непрестанной подготовкой к участию в Евхаристическом собрании. Сам факт внедрения в церковную жизнь подготовки к причащению, указывает на трагическое осознание того, что мы не в состоянии стать на путь, чтобы вся наша жизнь была подготовкой к участию в «Трапезе Господней», тем самым мы указываем на двойственность нашей жизни: с одной стороны – наша жизнь в Церкви, а с другой стороны – наша жизнь вне Церкви. В тоже время Мы оказываемся бессильными преодолеть эту двухплановость нашей жизни. Еще один важный момент указывающий на бездуховность связанную с подготовкой к причастию, это тот факт, что такая подготовленность направляет христианина на путь индивидуальности, человек сам стремится соделывать свое спасение, тогда как «спасение соделывается через благодать, которая есть дар Божий», и оно соделывается в Церкви, а не индивидуально, а если в Церкви, то через участие в Евхаристии «во оставление грехов». «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15.4-6). Поэтому христианство без Церкви, без Евхаристии означает нечто такое, чего не было и чего не может быть. Вне Церкви нет спасения, т.к. нет спасения вне Евхаристического собрания. Следовательно само понятие подготовки к причастию не приближает нас к жизни во Христе, а напротив удаляет от нее слишком узким пониманием христианства. Истинная жизнь во Христе, это непрестанное стремление всей своей жизнью ко Христу, к Его Чаше, к «Трапезе Господней», ибо нельзя быть во Христе без Евхаристического общения с Ним «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывают во Мне и Я в нем» (Иоан. 6, 56).
Современное «учение» о недостоинстве «частого причащения», о подготовленности и неподготовленности к причастию, и даже современная практика исповеди перед причащением, которая придает таинству покаяния почти магический характер, не соответствует преданию полученному от апостолов. Вследствие этого мы утеряли основное осознание древнего христианства, что для члена Церкви есть только одна единственная жизнь, которая в таинстве “крещения водою и Духом” отдана Христу. “Мир или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше. Вы же - Христовы, а Христос - Божий” (1 Кор.3:22-23). Непонятным остается тот факт, что школьное богословие пытается обосновать не соответствующую церковным правилам современную практику. Мы не должны ради человеческих отличий нарушать порядок, установленный церковными правилами. Если Евхаристический порядок установленный Господом на Тайной вечере, продолженный апостолами и св. отцами церкви, покажется кому-либо неблагочестивым, то я могу вновь сказать, что так было в апостольское время. Если этот порядок неблагочестив, то не неблагочестива ли сама Евхаристия, из природы которой этот порядок вытекает? Дело не только в том, чтобы отдельные члены Церкви чаще причащались, а в том, чтобы вернулось основное осознание Евхаристии как «Трапезы Господней», на которой все вместе причащаются всякий раз, когда она совершается. «Старайтесь чаще собираться вместе для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны» Игнатий Богоносец.

Hosted by uCoz