E-mail: prichastie777@yandex.ru
НЕ ЛИШАЙ СЕБЯ ЧАШИ ХРИСТОВОЙ!
__________________________________________________________________________________________________
Почаевский листок.
Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Глаголет Господь наш Пречистыми устами Своими во Святом Евангелии: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь иматъ живот вечный (Ин. 6; 54), — вот великое приобретение от Причащения Святых Его Тайн! И напротив, Он же глаголет: ащё не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (ст. 53), — вот великая потеря от лишения Чаши Христовой! Знаю, многие скажут мне: «Я недостоин, я грешен и потому не дерзаю приступить к Причащению Божественных Тайн». Хорошо ты гоборишь, когда называешь себя грешником недостойным, ибо кто может быть совершенно достойным? Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотъми и сластъми приходити или приближитися Тебе, Царю славы!—говорится в «Служебнике». Но худо ты делаешь, удаляя себя от Причащения, ибо написано в псалмах: удаляющийся от Тебе, Господи, погибнут (Пс. 72; 27).
Недостоинство наше бывает двух родов: недостоинство истинно кающихся и недостоинство неистинно кающихся. Истинно кающиеся удостаиваются Божественного Причащения в оставление грехов, по слову Христову: не требуют здравии врача, но болящий (Мф.9; 12).
Неистинно кающиеся недостойны и Божественного Причащения, ибо написано: не дадите святая псом (Мф. 7; 6). Кто же это — неистинно кающийся? Это тот, кто утаивает свой грехи перед духовным отцом; или открывает их, но не жалеет'' о том, что их сделал; или хотя и сожалеет, но не имеет в сердце твердого намерения, не полагает крепкого обета больше не возвращаться к прежним грехам, а еще намерен и продолжать их: такой недостоин Св. Причащения и, если приступит, в суд себе ясти и пити будет!
А кто истинно кается, жалеет о своих грехопадениях и полагает непременное намерение, в надежде на помощь Божию, всячески блюсти себя от грехов—такой по милосердию Божиему сподобляется Божественного Причащения, хотя бы был и весьма недостоин.
О преподобной Марии Египетской пишется в житии ее, что она была великой грешницей, что благодать Божия возбраняла ей даже войти в церковь Божию, о чем она потом сама рассказывала преподобному Зосиме. Но когда эта недостойная грешница положила в своем сердце пред иконой Пречистой Девы Богородицы твердое намерение и обещание не возвращаться больше ко греху, тотчас же не только могла войти свободно в церковь, но и в тот же день сподобилась Причащения Св. Тайн Христовых. Вот видите: она еще ничего доброго за грехи свои не успела сделать, еще не вступила на скорбный путь подвигов пустынных, едва прошли одни сутки, как она оставила свою греховную жизнь, а Чаши Господней и она не лишается, ибо покаяние ее было истинно, а не ложно.
Подобный рассказ есть в Прологе. Одному епископу донесли, что две женщины впали в прелюбодеяние. Он помолился Богу, чтобы открыл ему истину, и велел всем приготовиться наутро к Причащению Св.Тайн. И вот, когда он причащал народ, то лица причащающихся казались ему у одних темными, а у других — светлыми. Подходят к Причащению и те две женщины, и он видит, что у них лица светлые, а когда они причастились, то их лица просияли как солнце. Когда епископ удивился этому, явился ему Ангел и сказал: «Тебе правду сказали o прелюбодеянии этих женщин; но они покаялись, исповедали свой грех и дали твердое обещание более не впадать в него, и вот Бог простил им грехи их и сподобил их такой благодати, какую ты видел».
Итак, никто не лишай себя Чаши Господней, только истинно покайся и положи в своем сердце завет: не возвращаться к прежним грехам! Тогда — хотя бы ты и недостоин был — уповай на милосердие Божие, грехами всего рода человеческого непреодолимое, и приступай к Чаше Христовой, приступай со страхом, но и с надеждой на человеколюбие Божие, и будет тебе Св. Причащение во оставление грехов!
Не веришь мне в этом? Поверь неложным устам Самого Христа Спасителя нашего, Который говорит: пришлите, ядите... во оставление грехов; пиите... во оставление грехов! Если ты веруешь в Бога, то поверь и словам Божиим; если же не поверишь словам Божиим, то, значит, ты и в Бога не веруешь! Сам Бог глаголет: причастись Моей Чаши, — а ты еще сомневаешься! Бог глаголет: будет тебе во оставление грехов, — а ты не веришь, ты говоришь: боюсь. Не бойся! Приступи 15ез сомнения и с верой! Хорошо делаешь, что боишься, но худо, что бегаешь от Чаши Христовой. Бог — не враг тебе, а Врач: Он хочет исцелить тебя, а не погубить. Бог — не супостат тебе, а Отец: Он желает дать тебе жизнь, а не умертвить. Бог—не зверь и губитель, а милосердный Благодетель: Он желает тебе спасения, а не погибели; зачем же ты бежишь от Его Божественной Чаши? Лучше для тебя принять это духовное врачевство и исцелиться, нежели убежать от врачевства Его, впасть в еще более неисцелимые болезни греховные и погибнуть. Лучше для тебя отбросить страх, прибегнуть к Отцу и насытиться Его бессмертной пищи, чем со страхом бежать от Него прочь и на стране далече питаться пищей свиней — греховными наслаждениями. Лучше тебе прибегнуть к милосердному своему Благодетелю, чем работать на врага и губителя своего, ибо пока ты пребываешь в грехах и не каешься, до тех пор ты работаешь врагу своему диаволу, до тех пор ты его раб и пленник!
А причастник Чаши Господней с Самим Христом сочетается, — так говорит Сам Господь наш: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6; 56). Слышишь ли это слово Господне, о человече? Нежели и после этого не веришь, не познаешь великой пользы от Св. Причащения? Если слову Христову не веришь, то кому же будешь верить? Соединиться с Самим Христом, Христа в себе иметь и самому быть во Христе! Что выше этого? Что дороже? Что лучше?
Ведая это, будем, возлюбленные, чаще приступать к Чаше Господней, хотя мы и недостойны ее; по милосердию Божию будем достойны, когда очистим себя по мере сил наших от всякой скверны плоти и духа и положим твердое намерение и обет не возвращаться больше к прежним грехам. Когда евв. апостолы Иаков и Иоанн просили у Христа, Царя славы: Господи, даждъ нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей, —Господь сказал им: Можета ли пити чашу, юже Аз пию? И они не отказались: она же реста Ему: можева (Мк. 10; 37,38,39). Кто хочет быть близ Христа? Кто желает стоять одесную Его во славе Его, егда приидет со Ангелы святыми? Не отказывайся от Чаши Его, не бегай Божественного Причащения Тела и Крови Его, вкушай Плоть Его, пей Кровь Его и будет тебе во оставление грехов, в приближение к Христу, в союз с Ним.
Только прежде положи начало истинному покаянию в сердце своем, положи не отлагая, сейчас, сию минуту, по слову Давидову: рех, ныне, начах! (Пс. 76; 31). Немедленно начну, не завтра, не послезавтра, но ныне, ныне же начну с помощью Божией! А Бог давно уже ждет твоего покаяния и рад тебе будет, и тотчас отверзет тебе двери милосердия Своего, удостоит тебя Чаши Своей, приблизит тебя во Царствии Своем и сподобит тебя славы Своей, которую получить да сподобимся и все мы. Аминь.

Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Hosted by uCoz