|
|
__________________________________________________________________________________________________
Общаясь с паломниками я понял, что духовники в большинстве своем не благословляют причащаться по воскресениям, ссылаясь на апостольское Правило 64-е, которое запрещает по субботам, кроме Великой субботы и по воскресениям поститься. А поэтому раз не постились, то и не причащайтесь. Но так ли это? Дорогие мои отцы-духовники, дорогие игуменьи. Просмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Также сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во святом Евангелии. Как известно I-е христиане причащались за каждой Божественной Литургией каждый день, впрочем как и нам сейчас следовало бы поступать. Когда же они постились? А постились они тогда когда повелевала Церковь, т.е. среда, пятница и посты. Святой Иероним, например говорит, что христиане Рима в его время причащались каждый день. Раз они причащались каждый день то, что же постились тоже каждый день? Святитель Василий Великий говорит, что христиане Каподокийской, его епархии причащались четыре раза в неделю, а монахи – каждый день, имея при себе Святые Дары. Что же они постились всю свою жизнь, даже вопреки 64-му апостольскому Правилу? Конечно же нет. Спрошу и вас отцы духовники: «Вы поститесь по субботам, чтобы причаститься в воскресение»? Нет. А почему? Да потому, что нет такого церковного правила, которое повелевало бы вам поститься. Может есть такое правило, которое бы гласило, что священники могут причащаться без поста, а вот мирские обязаны поститься и тогда только причащаться? Напрашивается вывод, если грешно не держать поста перед причастием, то обязаны были бы, во-первых, соблюдать это служащие клирики и не вкушать скоромной пищи, даже на Пасху. Если же допустим, что священники не согрешают тем, что вкушают на кануне причащения скоромную пищу, то тогда священники не согрешают по этой логике, если будут даже и воровать, и пить, и прочие грехи творить, ибо они священники, а мирские грешат делая тоже, что и они. Итак то, что в данном случае не грешно для клириков, то стало быть не грешно и для мирских. Да к тому же святитель Иоанн Златоуст говорил, что во время Причастия и священник и миряне равны и ничем не отличаются ибо вкушают Агнца Божьего, одного и того же, вземлющего грехи мира. Верующие которые соблюдают посты указанные Церковью постятся: среда, пятница и остальные посты года. Если сосчитать получается приблизительно 230 дней в году. А монашествующие еще постятся и по понедельникам. И те которые часто причащаются и желают причаститься, должны отпоститься и остальные дни года? Как часто надо приобщаться Святых Христовых Таинств? По мнению св. Иоанна Златоуста, - чем чаще, тем лучше, но с одним условием приступать всегда с искренним раскаяньем в своих грехах и с чистой совестью. Как видите св. Иоанна Златоуста не требует трехдневного поста от своих духовных чад, а смиренного и кроткого сердца, очищенного покаянием от грехов. Вы можете сказать, есть придание старцев и мы их придерживаемся и поэтому так редко причащаемся и постимся перед причастием. Что то уж много преданий развелось у нас на Руси Святой. Многие современные иуды отступившие от Христа в расколы и ереси тоже действуют по преданию своих старцев. Хороши предания старцев, но если они согласны с учением нашей Матери Церкви и святых Отцов, а если нет то надо поступать так, как повелевает Церковь. Мы христиане шествуя в Горний Иерусалим имеем нужду в пище и Господь дает нам сладчайшую Небесную пищу на каждый день, которая дает нам крепость, дарует бессмертие, вечную жизнь – это святое Причастие. Этой Небесной Пищей мы христиане обязаны питаться до тех пор пока не перейдем из этой временной жизни в жизнь вечную. Нам на каждый день предлагается святое Причастие, оно же лекарство для души, а мы по своему нерадению, а порой и по незнанию приступаем к Чаше Спасения очень редко. Отсюда и результаты плачевные «удаляющиеся от Меня погибнут». Святитель Иоанн Златоуст говорил, чтобы быть нам членами Плоти Христовой будем соединяться с этой Плотью, а это бывает через Пищу которую Христос даровал, чтобы выразить свою великую любовь к нам. В настоящее же время, диавол не вынося это Таинство, ибо знает лукавый по многовековому опыту своему, что Оно главное средство через которое христиане соединяются с Господом, поэтому и всячески уловляет в сети воздвигая гонения на это Таинство. Поэтому некоторые находясь под смущением диавола, утверждают, что надо стать святым и тогда только приступать к Причастию. Но как же можно стать святым без средства к освящению, т.е. без Тела и Крови Христовых, которые освящают и укрепляют нас в подвиге к достижению святости. Еще говорят некоторые, что часто причащаться могут только клирики, а миряне нет. Откуда эти люди, а порой и священнослужители черпают такое различие? Где об этом говорит Святое Писание? Да нигде. Напротив св. Иоанн Златоуст говорит, что вовремя Причащения и священник и миряне равны, так как вкушают одно и тоже Тело Христово. Некоторые говорят, я недостоин часто приступать ко Святой Чаши, кто я такой? Но такое утверждение не смирение, а лжесмирение и эгоизм. Говоря, что я недостоин часто причащаться, тем самым утверждают, что они достойны причащаться не часто. Это есть бесовская прелесть, так как никто не может почесть себя быть достойным Причастия. Для чего же тогда совершается Божественная Литургия? Для того, чтобы послушать церковную музыку или послушать голос батюшки? Первоначальная цель Святой Литургии – это совершить Бескровную Жертву и причастить верующих. О чем и молится священник за Божественной Литургией: «И сподоби Державною Твоею рукою приподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь и нам, и всем людям». Хотелось бы спросить и клириков и мирян. Дух Святой сходит и притворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, разве только для того, чтобы причастился седьмичный батюшка, а не для всех верующих православных христиан которые молятся в храме? Некоторые священники скажут, что мы не допускаем ко Святой Чаше недостойных, но скажите кто те достойные, поскольку этого никто недостоин. Тело и Кровь Христовы не преподается как награда достойным, которых нет, но как лекарство для оживления души. Часто причащаясь мы приобретаем благоговение, умиление, мир и любовь, освящаемся святостью Христовой и становимся сонаследниками Его Царствия, «Я завещал вам, как завещал Мне Отец Мой Царство, да ядите и пиете за трапезой Моей в Царствие Моем» (Лук. 22, 29-30). Прошу прощения, если, что не так написал или грубо написал. А если кто то найдет в этом для себя пользу, то слава Богу, цель моей писанины достигнута. Боюсь одного, чтобы наши духовники и игуменьи, соблюдая придания старцев, а презирая Придания Церкви и святых Отцов, не оказались виновными перед очами Божьими, чтобы не было им сказано Господом, что вы имели ключи от Царства Божьего, но и сами не вошли и другим запретили входить. _________________________________________________ Прошу прощения и святых молитв. С любовью во Христе недостойный иеромонах Николай, святая гора Афонская 1998 год, отдание Святой Пасхи. |