E-mail: prichastie777@yandex.ru
О ТАИНСТВЕ ПРИЧАСТИЯ
__________________________________________________________________________________________________
Иеромонах Николай святая гора Афон 1998 г.
__________________________________________________________________________________________________
Дорогие соотечественники, мир вам и благословение святой горы Афон. Мне хотелось бы поговорить с вами о весьма важном церковном Таинстве, которое очень не нравится диаволу. Поэтому вокруг этого вопроса происходят разные толки, мнения и разногласия – это Святое Причащение.
Мне приходилось быть свидетелем различных толков и разногласий, которые создавались вокруг святого Причащения. Одни говорят, что часто причащаться вредно, так можно и в прелесть впасть. Другие советуют, что достаточно христианину причаститься 5-6 раз в году. Третьи утверждают, что можно приступать к Чаше Жизни не чаще, чем через 40 дней и многое другое мне пришлось услышать на эту тему, как от мирских так и от клириков. При разговоре с монашествующими я узнал, что и в Русских монастырях по разному относятся к этому Таинству. В одном из монастырей, например матушка игуменья благословляет причащаться схимникам не чаще одного раза в неделю, а остальным сестрам не чаще одного раза в две недели. Примерно так поступают и в других обителях. Как-то в декабре месяце, мне пришлось сопровождать игуменью из России с ее свитой и довелось побывать в некоторых женских обителях, расположенных неподалеку от Салоник. В одной обители матушка игуменья спросила старца духовника, как часто сестры причащаются в их обители и он ответил, что они причащаются не реже четырех раз в неделю. Так же часто причащаются и монахи почти во всех монастырях на Афоне и в миру. Видя такое разногласие по столь жизненно-важному вопросу и зная, что святое Причащение есть основание и духовная сила Церкви, а без этого Таинства Церковь просто не может существовать как Тело Христово. Поэтому с Божьей помощью, основываясь на Писании, Творении святых Отцов, на апостольские Правила и богослужебном опыте Церкви, я постараюсь пролить свет на истинное понимание этого великого и святого Таинства.
Церковь наша Святая, Православная и Апостольская предлагает нам, чадам своим, нетленную пищу Хлеб наш насущный, т.е. Тело и Кровь Христовы и кто в простоте сердца, со страхом Божьим и верою, и любовью вкушает эту пищу, тот имеет жизнь вечную. Зная пользу для души от святого Причастия христиане первых веков причащались за каждой Божественной Литургией. Поэтому и апостольские Правила 8-е и 9-е отлучали от церкви тех, которые не причащались за Литургией, давали им эпитимию, как пренебрегателям Тела и Крови Христовых. Святой Василий Великий отвечая на вопрос как часто надо причащаться, говорил: «Хорошо и приполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову. Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником жизни не что иное значит, как жить многообразно? Впрочем, пусть приобщается четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пятницу и в иные дни, если бывает память какого святого». Когда в Царские врата священник из алтаря выносит святую Чашу со святым Причащением, то спеши к ней как к духовной материнской груди, которая питает нас в жизнь вечную. Святой Амвросий Медиоланский пишет, что хлеб наш насущный – это святое Причастие, даждь нам днесь – значит должно вкушать Его каждый день, а многие христиане этот Небесный Хлеб принимают только единожды в год. Христиане первых веков и представить себе не могли, как это можно не причащаться за каждой Божественной Литургией, когда принесена Божественная Жертва и сам Спаситель призывает верных: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое… Пейте от нея вси. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Не причаститься за Божественной Литургией, для христиан означало и означает – отлучить себя от Христа, от вечной жизни. Так жили христиане первых веков, но а теперь мы наблюдаем совсем обратное, отлучают тех, которые часто причащаются. И совсем редко причащаться, стало почему-то нормой и правилом для многих современных христиан. Некоторые целый год не приступают к причастию считая себя грешниками, а вот в Великий четверг, почему-то все становятся святыми и все причащаются, а на утро опять становятся грешниками и опять на целый год. Если я не был достоин приступить к Чаше Жизни целый год, то каким же образом я стал достойным причастником в Великий четверг? Забывают эти люди и не понимают, что они отказом и небрежением своим не только сами себя лишают благодати но еще и оскорбляют Спасителя Иисуса Христа. Так Он некогда скажет этим людям: «Я за вас страдал, Я пролил за вас Кровь, Я искупил вас, Я отдавал вам Чашу Жизни, но вы неблагодарные вы не хотели пить из Нее, вы как будто издевались надо Мной своим небрежением». Многие подобно апостолу Петру, оказывают неразумное сверх благочестие. Когда Петр не хотел, чтобы Господь омыл ему ноги, то Господь сказал, что если Он не умоет ему ноги, то он Петр, не будет иметь сообщения с Ним, со Христом. И тогда апостол возопил: «не только ноги мои умой, но и главу и тело». Так и к чаше страшно приступать нам грешным. Потому, что тот кто недостойно приобщается святых Христовых Таинств, тот суд себе ест и пьет, - говорит апостол. Но кто на свете может себя считать достойным Причастия святых Таинств? И самые великие святые, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие признаются, читаем в их молитвах ко причащению, что они недостойно едят Тело Христово и пиют Кровь Его. Для того и оставил нам Иисус Христос Тело Свое и Кровь Свою, чтобы мы слабые и немощные, могли укрепляться этой бессмертной пищей. Итак дорогие мои, ради Бога, не отлучайте себя от Христа. Если первые христиане часто причащались и были поэтому истинными христианами, то и вы не лишайте сами себя такого сокровища. Как можно чаще питайте душу свою Хлебом Небесным и утоляйте жажду души вашей источником бессмертия. По Василию Великому, причастник во святом Причастии получает 23 дара благодати – плода Святого Духа и такой человек страшен для врага рода человеческого, а поэтому бес и старается, чтобы мы редко причащались и оставались его рабами. Поэтому внушает каждому разное, лишь бы человек не причащался и не напитал свою душу благодатью Святого Духа. Как первым людям в раю диавол внушал вкусить от запретного плода, так и теперь внушает нам не вкушать Тела и Крови Христовых. Да не будем же слушать его но да послушаем Самого Спасителя, который Сам призывает верных говоря: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое… Пейте от нея вси. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Чтобы избежать сетей диавола, надо со смирением и в простоте сердца исполнять все то, чему учит нас Мать наша Церковь и святые Отцы Церкви, а не выдумывать новые правила и новые пути спасения, которые уводят от Христа и ведут в погибель. Дорогие братья и сестра, если мы хотим получить благодать Божию и жизнь со Христом, то это возможно только через Таинства Церкви. Путь в Царствие Божие один и Истина одна – это Христос с которым каждый православный христианин встречается во время Литургии в Царских вратах во святом Причащении Тела и Крови, питается Им и Христос в нем прибывает. Мы причащаясь, долго не сохраняем благодати Причастия, а рассеиваемся, согрешаем, поэтому почаще надо причащаться, чтобы снова и снова питать душу Телом и Кровью Христовою, чтобы она горела огнем Божественной благодати и была страшна для демонов. Мертвы душой те, которые не хотят вкушать Тела и пить Крови Христовой и не каются и не исправляются. Духовная смерть, это когда душа по грехам своим отлучается от Бога. И те которые не признают Таинства Церкви они мертвы душой, а Церковь, как мы знаем, это Тело Христово. «Кто прибывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывают во Мне и Я в нем. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон как ветвь и засохнет». Как ветка соединенная с деревом берет из него соки, питается им и живет. Так и мы когда соединены с Господом, то черпаем от Него силы и живем Им, а когда не соединены с Господом – духовно мертвы, хотя и живем телесно. Итак те которые не каются, не исправляются и не причащаются – духовно мертвы. Но поспешим же исправиться и вернуться в объятие Отца Небесного, как это сделали все мытари и грешники.
Что же нужно для того, чтобы нам соединиться со Христом, т.е. достойно причаститься святых Таинств. Надо верить, что это Таинство установлено и предано нам самим Христом на Тайной Вечере перед Его вольными страданиями. Веровать, что тот Хлеб который ты вкушаешь, есть самое пречистое Тело Христово. Веровать, что вино которое ты пьешь из Чаши, есть самая святейшая Кровь Иисуса Христа, претворенное и освященное Духом Святым. Перед принятием святых Таинств, необходимо искренне по исповедоваться и получить от Бога, через духовника, разрешение во своих грехах. Со всеми примериться и не иметь никакой вражды ни злобы и всех простить. Ибо вражда и злоба, есть великое препятствие к принятию святых Таинств, что никакие молитвы, никакие посты не могут уничтожить его. «Если принесешь дар твой к алтарю и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тебя, оставь там дар твой у алтаря и иди прежде примирись с братом твоим и тогда пришедши принеси дар твой» (Мф. 5.24). Также надо иметь нам благоговение, страх Божий и веру. Ибо и священник призывая верных чад церкви к Чаше взывает: «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите», этого то и хочет от причастников Господь. Со страхом и трепетом, т. е. благоговением, как бы приступаешь к самому Иисусу Христу – судьи твоему ожидая себе приговор и всем сердцем и душою придавая себя в волю Господа прося Его милости, «Боже милостив буди мне грешному».
__________________________________________________________________________________________________
Общаясь с паломниками я понял, что духовники в большинстве своем не благословляют причащаться по воскресениям, ссылаясь на апостольское Правило 64-е, которое запрещает по субботам, кроме Великой субботы и по воскресениям поститься. А поэтому раз не постились, то и не причащайтесь. Но так ли это? Дорогие мои отцы-духовники, дорогие игуменьи. Просмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Также сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во святом Евангелии. Как известно I-е христиане причащались за каждой Божественной Литургией каждый день, впрочем как и нам сейчас следовало бы поступать. Когда же они постились? А постились они тогда когда повелевала Церковь, т.е. среда, пятница и посты. Святой Иероним, например говорит, что христиане Рима в его время причащались каждый день. Раз они причащались каждый день то, что же постились тоже каждый день? Святитель Василий Великий говорит, что христиане Каподокийской, его епархии причащались четыре раза в неделю, а монахи – каждый день, имея при себе Святые Дары. Что же они постились всю свою жизнь, даже вопреки 64-му апостольскому Правилу? Конечно же нет. Спрошу и вас отцы духовники: «Вы поститесь по субботам, чтобы причаститься в воскресение»? Нет. А почему? Да потому, что нет такого церковного правила, которое повелевало бы вам поститься. Может есть такое правило, которое бы гласило, что священники могут причащаться без поста, а вот мирские обязаны поститься и тогда только причащаться? Напрашивается вывод, если грешно не держать поста перед причастием, то обязаны были бы, во-первых, соблюдать это служащие клирики и не вкушать скоромной пищи, даже на Пасху. Если же допустим, что священники не согрешают тем, что вкушают на кануне причащения скоромную пищу, то тогда священники не согрешают по этой логике, если будут даже и воровать, и пить, и прочие грехи творить, ибо они священники, а мирские грешат делая тоже, что и они. Итак то, что в данном случае не грешно для клириков, то стало быть не грешно и для мирских. Да к тому же святитель Иоанн Златоуст говорил, что во время Причастия и священник и миряне равны и ничем не отличаются ибо вкушают Агнца Божьего, одного и того же, вземлющего грехи мира.
Верующие которые соблюдают посты указанные Церковью постятся: среда, пятница и остальные посты года. Если сосчитать получается приблизительно 230 дней в году. А монашествующие еще постятся и по понедельникам. И те которые часто причащаются и желают причаститься, должны отпоститься и остальные дни года? Как часто надо приобщаться Святых Христовых Таинств? По мнению св. Иоанна Златоуста, - чем чаще, тем лучше, но с одним условием приступать всегда с искренним раскаяньем в своих грехах и с чистой совестью. Как видите св. Иоанна Златоуста не требует трехдневного поста от своих духовных чад, а смиренного и кроткого сердца, очищенного покаянием от грехов. Вы можете сказать, есть придание старцев и мы их придерживаемся и поэтому так редко причащаемся и постимся перед причастием. Что то уж много преданий развелось у нас на Руси Святой. Многие современные иуды отступившие от Христа в расколы и ереси тоже действуют по преданию своих старцев. Хороши предания старцев, но если они согласны с учением нашей Матери Церкви и святых Отцов, а если нет то надо поступать так, как повелевает Церковь.
Мы христиане шествуя в Горний Иерусалим имеем нужду в пище и Господь дает нам сладчайшую Небесную пищу на каждый день, которая дает нам крепость, дарует бессмертие, вечную жизнь – это святое Причастие. Этой Небесной Пищей мы христиане обязаны питаться до тех пор пока не перейдем из этой временной жизни в жизнь вечную. Нам на каждый день предлагается святое Причастие, оно же лекарство для души, а мы по своему нерадению, а порой и по незнанию приступаем к Чаше Спасения очень редко. Отсюда и результаты плачевные «удаляющиеся от Меня погибнут». Святитель Иоанн Златоуст говорил, чтобы быть нам членами Плоти Христовой будем соединяться с этой Плотью, а это бывает через Пищу которую Христос даровал, чтобы выразить свою великую любовь к нам.
В настоящее же время, диавол не вынося это Таинство, ибо знает лукавый по многовековому опыту своему, что Оно главное средство через которое христиане соединяются с Господом, поэтому и всячески уловляет в сети воздвигая гонения на это Таинство. Поэтому некоторые находясь под смущением диавола, утверждают, что надо стать святым и тогда только приступать к Причастию. Но как же можно стать святым без средства к освящению, т.е. без Тела и Крови Христовых, которые освящают и укрепляют нас в подвиге к достижению святости. Еще говорят некоторые, что часто причащаться могут только клирики, а миряне нет. Откуда эти люди, а порой и священнослужители черпают такое различие? Где об этом говорит Святое Писание? Да нигде. Напротив св. Иоанн Златоуст говорит, что вовремя Причащения и священник и миряне равны, так как вкушают одно и тоже Тело Христово. Некоторые говорят, я недостоин часто приступать ко Святой Чаши, кто я такой? Но такое утверждение не смирение, а лжесмирение и эгоизм. Говоря, что я недостоин часто причащаться, тем самым утверждают, что они достойны причащаться не часто. Это есть бесовская прелесть, так как никто не может почесть себя быть достойным Причастия.
Для чего же тогда совершается Божественная Литургия? Для того, чтобы послушать церковную музыку или послушать голос батюшки? Первоначальная цель Святой Литургии – это совершить Бескровную Жертву и причастить верующих. О чем и молится священник за Божественной Литургией: «И сподоби Державною Твоею рукою приподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь и нам, и всем людям».
Хотелось бы спросить и клириков и мирян. Дух Святой сходит и притворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, разве только для того, чтобы причастился седьмичный батюшка, а не для всех верующих православных христиан которые молятся в храме? Некоторые священники скажут, что мы не допускаем ко Святой Чаше недостойных, но скажите кто те достойные, поскольку этого никто недостоин. Тело и Кровь Христовы не преподается как награда достойным, которых нет, но как лекарство для оживления души. Часто причащаясь мы приобретаем благоговение, умиление, мир и любовь, освящаемся святостью Христовой и становимся сонаследниками Его Царствия, «Я завещал вам, как завещал Мне Отец Мой Царство, да ядите и пиете за трапезой Моей в Царствие Моем» (Лук. 22, 29-30).
Прошу прощения, если, что не так написал или грубо написал. А если кто то найдет в этом для себя пользу, то слава Богу, цель моей писанины достигнута. Боюсь одного, чтобы наши духовники и игуменьи, соблюдая придания старцев, а презирая Придания Церкви и святых Отцов, не оказались виновными перед очами Божьими, чтобы не было им сказано Господом, что вы имели ключи от Царства Божьего, но и сами не вошли и другим запретили входить.

_________________________________________________
Прошу прощения и святых молитв.
С любовью во Христе недостойный иеромонах Николай,
святая гора Афонская 1998 год, отдание Святой Пасхи.

Hosted by uCoz