E-mail: prichastie777@yandex.ru
ТАИНСТВО ЖИЗНИ
__________________________________________________________________________________________________
Господь наш Иисус Христос, есть основание, краеугольный камень, Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3.11). На прочном основании на Теле Своем Святом Господь создал Церковь Свою и «юже стяжал Еси Честною Своею Кровию». Отдавая Тело и Кровь Свою Святую за грехи всего мира, дабы верующий в Него не погиб но имел жизнь вечную.
Созидая Церковь Свою, Господь устанавливает на Тайной Вечери святейшее Таинство Нового Завета – Евхаристию. Подавая хлеб ученикам своим, Он сказал: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое за вас и за многих ломимое во оставление грехов» и подавая чашу с вином, сказал: «Пейте от нея вси. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов …сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26-27).
Литургия – это трапеза любви на которую Господь созывает всех верных и любящих Его, вкусить бесценный и Божественный дар любви предлагая в пищу Себя - Тело и Кровь Свою, как залог и источник Своей Любви. Литургия – это служба, благодаря которой совершается и продолжается то дело, ради которого пришел на землю Иисус Христос – спасения падшего мира. Искупая грешную душу, Кровью Своей Святою, от рабства греха.
«На Тайной Вечери Господь также раскрывает ученикам Своим, что Евхаристия, есть таинство единства и любви. Спаситель молится о соединении и единстве верующих в Него: «Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, да будут и они в Нас едино … Я в них и Ты во Мне; да будут совершенны во едино…» (Иоан. 17. 21-23). Для нас, раздельных и обособленных, это соединение по образу Троицы, Единосущной и Нераздельной, возможно только во Христе, в Его Любви, в единстве Его Тела - в общении Его чаши. Для телесно-духовного существа, каким создан человек, нет иного пути и средства к соединению с Богом, - как то открыл нам Сам Господь: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Иоан. 6. 49-56)».
Таинство Тела и Крови Христовых есть «основание и духовная сила Церкви живущей этими Таинствами. Именно Таинство Евхаристии есть святая святых Церкви – источник чаемого возрождения, в этом восхождение Церкви к Трапезе Господней, в Его Царствие».
Сила Любви Господней подаваемая в Таинствах столь велика, что приступающий к ним с верой и покаянием, получает оставление грехов, исцеление от недугов и обновление человеческого естества, жаждущий - насыщается, плачущий – утешается, немощный – укрепляются верой, обогащается надеждой и приобретает любовь. «Святые Дары заключают в себе великую силу, ибо они суть Тело и Кровь Господа Бога Слова Вседержителя Иисуса Христа, присуществленные на литургии из хлеба и вина Духом Святым, поэтому они сами исправляют, исцеляют, освящают каждого, приступающего к великому таинству»,- говорил св. Иоанн Кронштадтский. Поэтому все святые угодники Божие, понимая силу и необходимость частого причащения для духовного совершенствования, стремились к постоянному соединению с Богом через Тело и Кровь Его. И они приобретали в Таинствах духовные силы, крепость веры, мир и любовь. Они знали, что без Хлеба Жизни, без Причастия, невозможна духовная жизнь в пустыне мира сего. Потому, что «как невозможно телу прожить без пищи, так и душа погибает без постоянного и необходимого питания от Даров Божественной Евхаристии».
«Если поразмыслим хорошо, то поймем, что невозможно взойти к совершенству без постоянного Божественного Причастия Святых Таин, поскольку без него и любви нельзя достигнуть, без любви же – послушания Владычным заповедям, без послушания же – совершенства»,- говорил святитель Макарий Нотарас.
И так без Божественного Причащения мы напрасно трудимся. «Ибо как ветвь не может приносить плоды сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не прибудете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон» (Иоан. 15, 4-6). Но только «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывают во Мне и Я в нем» (Иоан. 6, 56). И учащайте прошение Небесного Хлеба, молясь так: «Отче наш… Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день... С прошением совмещено заповедание, возлагающее на христиан обязанность столь ныне упущенную ежедневного приобщения Святым Таинам. Сказав на всяк день, Господь выразил этим, что без сего хлеба мы неспособны провести ниже одного дня в духовной жизни. Сказав днесь, выразил этим, что его должно вкушать ежедневно, что преподание его в протекший день недостаточно, если в текущий день не будет он преподан нам снова. Ежедневная нужда в нем требует, чтобы мы учащали это прошение и приносили его на всякое время: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека» (Св. Игнатий Брянчаниннов, «Аскетическая проповедь» т.4, стр. 248).
Пред Своими учениками Господь заповедует всему миру говоря:
«ПЕЙТЕ ОТ НЕЯ ВСИ…»! (Мф. 26, 26-27) – от Чаши Спасения. «Кто жаждет приди и пей»! «И жить будете Мною»! «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем»! (Лук. 22, 29-30). И святые Апостолы разнесли в мир эту величайшую Тайну спасения мира. Так по свидетельству Апостола Луки в Деяниях апостольских христиане «постоянно пребывали в преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2.42). При этом все участвующие в литургии приобщались Святых Христовых Таин, а не участвовавший без причины в евхаристическом собрании отлучался от Церкви, как сам себя отсекший от органического единства Тела Христова, являемого в Литургии.
«Если мы внимательно рассмотрим Божественную и Священную Литургию, то увидим, что вся она от начала до конца имеет цель и смысл причащение собравшихся верных христиан... Напрасно совершается ежедневная литургия, потому что вы не причащаетесь. Напрасно мы стоим в святилище, и никто не подходит, чтобы принять причастие»,- говорит св. Никодим Святогорец. Поэтому, кто не причащается, но лишь присутствует при литургии, не понимает, зачем он пришел и даже оскорбляет само Таинство: «Скажи мне, если кто-либо, будучи позван на трапезу, омывает руки, возлегает, но затем не участвует в ней, не оскорбляет ли он позвавшего его? Не лучше ли ему вообще не приходить? Точно так же поступаешь и ты: ты пропел вместе со всеми гимн, исповедал, что достойным не должно удаляться вместе с недостойными – как же тогда остался со всеми и не участвуешь в трапезе? Говорят: я недостоин. Однако тогда ты недостоин и общения в молитвах»,- говорит св. Никодим Святогорец.
«Господь нас призывает взойти на небеса, на трапезу великого и чудного Царя, а мы отказываемся, и медлим, и не спешим, и не стремимся к этому. И какая тогда надежда на спасение нам остается? Мы не можем сказать, что нам препятствует болезнь или естество, но недостойными делает нас только наше нерадение»,- говорит св. Иоанн Златоуст. Поэтому кто не причащается Тела и Крови Господних за Литургией, тот не может иметь даже надежды на спасение. Господь Иисус Христос так сказал об этом в Святом Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. 6, 53). «Такое страшное таинство может ли кто не употреблять, кроме человека, лишенного вовсе ума и чувств»,- изумляется св. Иоанн Златоуст.
«Как смогут они угасить пламя страстей если не причащаются Непорочных Таин, изгоняющих немощь, усмиряющих суровую брань плоти и умерщвляющих страсти», - пишет святитель Кирилл Александрийский. «Как они могут очистить ум свой? Просветить разум? Украсить все силы душевные, не причащаясь Тела и Крови Господа нашего, которые являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души?» – спрашивает святитель Иоанн Златоуст.
«И как они зажгут в своих сердцах божественную любовь, духовную радость, божественный мир и прочие плоды и дары Святого Духа, не причащаясь Тела и Крови возлюбленного Сына Отца, Единосущного Духу Святому, который есть сущая радость и мир наш, по словам Апостола, и источник всех благ? - недоумевал святитель Григорий Богослов. - Я изумляюсь и удивляюсь, как могут христиане в настоящее время праздновать воскресный день, или другие праздники года и радоваться духовно истинной радостью, если они не принимают постоянно Святое Причастие, которое есть повод и причина для праздника и торжества».
Св. Василий Великий поучал, что «хорошо и приполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову. Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником жизни не что иное значит, как жить многообразно? Впрочем, пусть приобщается четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пятницу и в иные дни, если бывает память какого святого» (Тв. св. Василия Вел. , Серг. Лавра, 1901, ч.б, стр. 186). Да и повеление самого Иисуса Христа совершать Евхаристию в Его воспоминание побуждает христиан как можно чаще приступать ко Святому Причащению. А причащаясь мы соединяемся со Христом, оказываемся частью Его Тела, освящаемся Его святостью приобретая мир и любовь как залог нашего спасения.
Раскрывая необходимость частого Причащения св. Никодим Святогорец написал книгу, «О частом Причащении пречистых Таин Христовых», в которой, основываясь на Писании, Творении Святых Отцов и богослужебной традиции показывает, что причащаться необходимо как можно чаще. Те же, кто утверждают обратное, либо вовсе не читали Писаний и Святых Отцов, либо прочитав, не уразумели их, либо не верят в Величие, Святость и Спасительную силу Святых Христовых Таинств. Такие люди утверждают, что часто причащаться могут только священники, но на это св. Никодим отвечает: «Чин священника состоит в том, чтобы быть орудиями приношения и совершения Божественных Даров через нисхождение Святого Духа. Но во время Причащения священники не имеют никакого отличия от мирян или монахов, разве только то, что священники преподают, а миряне приобщаются». Здесь же он пишет: «Те же священники, которые не причащают христиан, с благоговением и верой приступающих к Божественному Причащению, судятся от Бога как убийцы».
Некоторые настаивают, что мы недостойны часто причащаться, что Святое Причастие является вещью страшной и, чтобы принимать его, жизнь человека должна быть святой, совершенной и ангельской. На это св. Никодим отвечает, что «свят один лишь Бог, а мы получаем святость от Него, участвуя в Его святости. Это происходит, в том числе благодаря Евхаристии. А для участия в Евхаристии самым главным условием является покаяние».
Для св. Никодима: «человек становится достойным причащения, только причащаясь. Потому что мы не можем победить свои страсти и очистить от них душу без вкушения Тела и Крови Христовых. И побеждая их с Божественной помощью, подаваемой в Евхаристии, мы становимся более и более достойными этой Евхаристии. Те же, которые не причащаются часто, попадают в замкнутый круг: они не причащаются, потому что считают себя недостойными, и тем самым все больше и больше становятся недостойными, потому что все больше и больше одолеваются страстями. Без частого Причащения, мы не можем освободиться от страстей и вознестись к высоте бесстрастия. И если мы не причащаемся честного Тела и Крови нашего Господа часто, (если возможно, то и каждый день), не сможем освободиться от мысленных фараонов».
__________________________________________________________________________________________________
«И так верно, что непостоянно причащающиеся, упускают все небесные и божественные блага. К тому же нарушают Заповеди Господни, как мы говорили раньше, и правила апостольские и Соборов, и всех святых, к которым мы обращались, и повинны, вплоть до отлучения от Церкви, которое установили Божественные Апостолы и Апостольский Собор. Они дали свободу и место дьяволу, откладывая Причастие, чтобы он ввергнул их в различные грехи и другие искушения, - говорит святитель Кирилл Александрийский, - удаляющие себя от Церкви и Причастия становятся врагами Божьими, а демонам – друзьями».
Восьмое и девятое апостольские правила, которые подтвердил VI Вселенский собор, возвещают и утверждают необходимость частого причащения. И второе правило Антиохийского собора указывает на непрестанное Причащение Божественных Таин, а также на истинный закон жизни Церкви выражающий сущность Евхаристии. «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения Церковного»: так гласит 9-е апостольское Правило. Почему же не исполняются в Церкви Христовой апостольские Правила, которые никто не отменял и они остаются обязательными для всех членов Церкви? Почему перестали быть актуальны наставления великих и богоносных отцов Церкви о жизненной необходимости постоянного Причащения Святых Христовых Таинств? Не от того ли, как утверждают некоторые, что церковь не стоит на месте она «развивается». Но истина есть форма совершенная и не требующая изменений, поэтому «развитие» здесь можно рассматривать только как движение к законничеству и фарисейству.
«Мы в настоящее время, по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общению человека с Богом, до того дошли, что можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни. … Произошло это оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того разумели…» – говорил св. Серафим Саровский.
Да слово истины не терпит ни уступок, ни послаблений, ни компромиссов… Изменчивость или приспособление истины – это смертный приговор для нравственного авторитета ее проповедников. «И если Он – Богочеловек - всем нам настоятельно говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6.53-54) и ежедневно на литургии взывает к нам: «Примите, ядите … пийте отъ нея вси…» (Мф. 26, 26-27), то какой же нужно обладать сатанинской гордыней, чтобы дерзко отвергать это, сказанное Самим Богом?!. И если Он – Господь сказал: «Плоть моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; Ядущий меня жить будет мною» (Иоан. 6, 55-57). Следовательно, отстранение от этой Трапезы Господней равносильно лишению истинной пищи и истинного пития, и обречению на духовный голод, на духовную жажду - на смерть» («Дивны дела Твои, Господи» прот. Михаил Труханов).
У Церкви Православной много врагов стремящихся лишить Ее той Истины, того Основания, на котором Она стоит – Тела и Крови Христовых. Но несмотря не на что, пока в Церкви приносится Бескровная Жертва за грехи всего мира и есть причастники, то даже врата ада не одолеют Ее. «Убедившись в невозможности разрушить Церковь путем прямого насилия, богоборцы делают ставку на ее разложение изнутри путем незаметной «прививки» к апостольскому, святоотеческому вероучению Православия еретических воззрений и мудрований. Жутко глядеть, с каким упорством и остервенением пытаются лишить Церковь ее главной спасительной силы – Божественной Истины (Святых Таинств Тела и Крови Иисуса Христа), содержащейся в церковных недрах во всей своей полноте и определенности»,- говорил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн («Битва за Россию»).
Русская Православная Церковь имеет печальные страницы своей истории, когда ересь жидовствующих (т.е. ненавидящих Христа) торжествовала в церкви. Так в XVI веке жидовствующие внедрили в церковь ересь, извращающую и отвергающую Святые Таинства. Более 20 лет боролись с этой ересью прп. Иосиф Волоцкий и свт. Геннадий Новгородский. Но, победив ересь, враг остался непобежден, так как все с большим остервенением стремится лишить Церковь ее Главного Догмата. Так отголоски этой ереси и сейчас действуют в церкви в виде запрета часто причащаться Святых Христовых Таинств, строгих правил подготовки к причастию, насаждения «иудейского страха» о недостойности для мирян частого причащения. Не найдя возможности открыто запретить Святое Причастие, (но во времена антихриста это произойдет и будет «мерзость запустения на святом месте» (Мал. 24.15) т.е. в церкви не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа), жидовствующие хитростью пытаются лишить немощный народ Тела и Крови Христовых, используя для этого, даже такие великие добродетели, как пост и молитву, понимая, что чем строже условия для причастия, тем меньше будет причастников.
Все удаляющее нас от частого причащения Святых Таинств, есть по свидетельству Иоанна Златоуста «делом дьявола». «Просмотрите все церковные каноны и правила, и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Также сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во святом Евангелии. Как известно I-е христиане причащались за каждой Божественной Литургией каждый день, впрочем как и нам сейчас следовало бы поступать. Что же они постились всю свою жизнь, даже вопреки 64-му апостольскому Правилу, которое запрещает по субботам, кроме Великой субботы и по воскресениям поститься? Конечно же нет. А постились они тогда когда повелевала Церковь, т.е. среда, пятница и посты года», - пишет иеромонах Николай (Афонский). «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст» (Мф. 15, 11). Никто не сможет сказать, что пост и молитва не нужны – нужны и каждый христианин должен стремиться к аскетизму и непрестанной молитве. Но кто может определить строгость поста или глубину молитвы – никто. Только сама душа человека по силе стремления и любви к Богу. Ибо Господь не принуждает воли человека, а взывает к взаимной любви, говоря: «сыне, сердце свое даждь Ми», «Не жертвы хочу, но милости».
«Наивысшая степень приготовленности ко святому Причащению достигается тогда когда мы желаем причаститься просто от того, что мы любим Христа и жаждем быть едиными с Тем Кто «желанием возжелал» быть единым с нами. Превыше всего есть и должна быть лишь наша любовь ко Христу, которого мы любим, «потому, что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4.9). И в конечном счете, именно эта любовь и ничто иное делает возможным для нас преодолеть бездну отделяющую тварь от Творца, грешного от Святого, мир сей от Царствия Божия. Эта любовь, которая одна воистину превосходит и потому упраздняет, как бесполезные тупики, все наши человеческие, «слишком человеческие», уклонения и рассуждения о «достоинстве» и «недостоинстве», отметает наши боязни и запреты, и делает нас покорными Любви Божественной. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому, что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви...» (1 Ин. 4.18). Вот цель всего приготовления, всего покаяния, всех усилий и молитв – дабы мы возлюбили Христа и «дерзая неосужденно», могли участвовать в Таинстве, в котором Любовь Христова подается нам» («Святая святым» прот. Александр Шмеман).
«К свободе призваны вы, братья, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (К Гал. 5,13). «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите, соблюдая сие, хорошо сделаете». «Не обманывайтесь братья пища не приближает и не удаляет нас от Царства Божьего» (Д.а. 15,28-29).
«Возрадуемся и возвеселимся вонь, трапеза исполнена. Агнец (т.е. Христос в виде Святых Таинств) предлежит, никто же да изыдет алчай… Постившиеся и не постившиеся, придите, исполнитесь пищи…»,- так призывает св. Иоанн Златоуст христиан в 1-й день Пасхи. «Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит (к Таинству), тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью» (Св. Иоанн Златоуст «Против иудеев» Слово 3. Т.1. Кн.2 ст.673-675).
«Никто и никогда не был «достоин» принять причастие, никто и никогда «не заслужил» его, не был «готов» к нему. «Един Свят», только один – сам Христос – свят... Причастие есть Дар, дар Божией любви и заботы, и потому подлинной подготовкой к причастию является не «проверка своей готовности», а уразумение своей «неготовности». Причастие принимается в смирении и послушании, и главное – в простоте сердца. «Понеже Ты хочеши жити во Мне, дерзая приступаю...» Насколько же это «духовнее», чем тот «отказ от причастия» по причине «неготовности», что восторжествовал в Церкви и сделал большинство литургий – Евхаристией без причастников» («За жизнь мира» прот. Александр Шмеман).
«Сам факт подготовленности указывает на двойственность нашей жизни, как несоответствие обета данного нами при крещении, чтобы вся наша жизнь, без остатка, была отдана Христу, чтобы вся наша жизнь была непрестанной подготовкой к причастию, стремлением ко Христу, к Его Чаше, к жизни не по плоти, а по духу. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (К Гал. 5, 22,23). А жить по духу невозможно без постоянного соединения со Христом в Таинстве Святой Евхаристии и непрестанной молитве, так как «христианство без Церкви, без Евхаристии означает нечто такое, чего не было и чего не может быть. Вне Церкви нет спасения, т.к. нет спасения вне Евхаристического собрания» («Трапеза Господня» прот. Николай Афанасьев).

«Вкусите, и увидите, яко благ Господь!» (Пс.33,9).

Hosted by uCoz